Фронтмен группы «Гражданская оборона» Егор Летов — феноменальное явление в российской культуре. И дело не только в музыке.
Кадр из трейлера
Его личность олицетворяла хаотичность Широкой Души Нашего Человека.
Он был всегда разным. У его музыки не было определенного ритмического рисунка. Каждый концерт был уникален, а в грязных рифах слушатель находил гениальность. Он является прародителем отечественного абстракт хип-хопа, а «летовские» аккорды без баррэ стали культовыми у дворовых музыкантов.
В 2008 году он скоропостижно скончался в Омске от остановки сердца.
Кадр из трейлера
Спустя десять лет выходит фильм «Сияние обрушится вниз. Последний концерт Гражданской Обороны», режиссером которого выступила Наталья Чумакова, жена Летова, а по совместительству басист «ГрОба». Фильм снят на несколько камер, также используется многоканальная обработка звука, чтобы как можно глубже погрузить зрителя в атмосферу live-концерта.
В Туле прокатчиком выступило «ДКЖ Кино». Планировался всего один сеанс, но из-за огромного ажиотажа провели еще два сеанса: 22-го и 23-го февраля.
Аудитория, решившая почтить память музыканта, была крайне разномастной и довольно неожиданной: хипстеры в шарфиках, похожие на архетипичных питерских поэтов, дамы за сорок в очках с круглой оправой…
И только где-то там, в дали кинозала, виднелись люди, одетые в черные кожаные куртки с нашивками анархии, которые чувствовали себя не совсем в своей тарелке.
Тут-то и пришло осознание ужаса: никакого «панк-отрыва» не будет.
Кадр из трейлера
Люди пришли пронаблюдать за старым культурным феноменом! Во время концерта почти никто не подпевал, лишь бегали глазами по экрану, словно по витрине винтажного музея. А сам Летов на экране стал напоминать мумию Ленина, как известно, разложившегося на плесень и на липовый мёд.
Так бы и продолжался этот праздник мрака и культурности, если бы «кожаные куртки» не пошли вперед. Неуверенно, шепотом спрашивая: «А пойдемте слэмиться?»
Образовав круг, маленькие людишки на фоне исполинского Летова стали делать то, что должны, хаотично расталкивая друг-друга в бешенном угаре, словно став продолжением киноэкрана.
Слэм в кинотеатре
Но длилось это недолго. Работники ДКЖ Кино, услышав в зале шум, среагировали молниеносно и рассадили народ по своим местам.
И понятно, что зал не адаптирован для диких плясок, что оборудование может пострадать, а кресла поломаться.
Но зачем тогда все это устраивать? Музейная экспозиция? Нет уж, увольте.
Когда звучали песни «на бис», группу встречали, как живую, а вечный хит «Все идет по плану» пели хором. И пусть кто-то выбегал из зала во время показа, а кто-то подпевал совсем робко.
Наша оборона еще держится.