Международный театральный фестиваль под открытым небом «Толстой» прошел в музее-усадьбе Ясная Поляна с 5 по 7 июля. Это знаковое событие в Тульской области каждое лето вызывает ажиотаж еще на этапе покупки билетов. Умолчим про перекупщиков и объясним это уникальным экспириенсом, который получаешь на фестивале. Поделимся им с вами в этом тексте.

В этом году исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Пушкина, поэтому рамки программы расширили. Зрители увидели не только постановки по произведениям Льва Толстого, но и стали участниками спектакля-перформанса «Сон Татьяны. Гадание», основанного на одноименном отрывке романа «Евгений Онегин».

По сюжету, Татьяну терзают сомнения, тоска, страх и мучение. Это передавали актёры, декорации, техника и режиссёрский замысел: девушки в лёгких белых и чёрных тканях с венками, мужчины в масках лесных животных, внезапные звуки, шум, мелодии и эхо, хоровод, напевы, завывания. Кажется, сама природа помогала погружать зрителя в мистическое состояние Татьяны.

Далее началось пиршество. За столом оказались зрители и все фантастические создания, которые занимались не менее фантастическим действом – гаданием. Беседу задавал тот, с кем сидишь рядом: ворон мудро, но смутно вещал, а рыба была немногословна.

Каждый зритель получил предсказание и впечатление от взаимодействия с сознанием главного героя произведения. 

Ключевым событием фестиваля стал спектакль по мотивам романа Льва Толстого «Воскресение» в постановке Александринского театра. Сценическая адаптация текста для спектакля включает отрывки из других произведений классика: повести «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и неоконченный рассказ «Записки сумасшедшего».

Сверхзадача фестиваля — современное прочтение Толстого. Это не просто воссоздание классических произведений в актуальном контексте и их адаптация под наше время, но и переосмысление с учетом нынешних ценностей и вызовов. 

Побывать на фестивале – это возможность увидеть знакомые истории через непривычную призму и актуализировать вечные проблемы в новом контексте.

Произведения Толстого – это инструкция, как преодолевать вызовы времени. А современное прочтение позволяет взять самое главное.

В Яблоневом саду литературный критик Наташа Ломыкина и блогер Лера Мартьянова записали подкаст «Девчонки умнее стариков». Вместе с журналистом, писателем, праправнуком Льва Николаевича и председателем жюри книжной премии «Ясная Поляна» Владимиром Толстым они обсудили лучшие переводные романы этого сезона в номинации «Иностранная литература».

Владимир Толстой: «Отвечаю на вопрос, как мы ищем толстовский след в мировой литературе. Мы стараемся идти от обратного: чего в толстовской манере точно нет. Это удивительное и трудное занятие, потому что в Толстом есть практически все. У него можно найти любой сюжет, мотивы, которые есть и в современной прозе: коллизии супружеской жизни, о правде и лжи, о взрослении. Но точно у Толстого нет пошлости, нет вульгарности. К нам на премию попадает множество уникальных произведений, которые бы жюри определили в свой внутренний, душевный шорт-лист, но которые не проходят по толстовскому принципу. Именно в этом и состоит работа автора: в соотношении нюансов заданного стиля и личных писательских оборотов, которые дополняли работу, а не утяжеляли её».

Атмосферу фестиваля создавала и музыка: от лаконичных звуков фортепиано в исполнении исследователя мугама (основной жанр азербайджанской музыкальной устной классической традиции наряду) Риада Маммадова до концерта Российского национального оркестра.

Загадочные актёры, трепетное ожидание главного спектакля, размашистые поля, органичные декорации и зрители, чей восторг не испортило ненастье – таким мы запомним международный фестиваль «Толстой» в 2024 году. 



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.