Фото: Дмитрий Дзюбин

Выставки-обманки уже много лет пользуются успехом во всём мире. Например, в 2019-м году Эрмитаж дурачил своих зрителей: сотрудники намеренно путали экспонаты или создавали зрительные иллюзии, оставляя единственный способ верификации – чтение описание возле каждой работы.

5 июля посетители вернисажа Даниила Бессонова “Сутки” в Центре семейной истории получили иной опыт. Они не знали до последнего, что над ними тонко иронизируют. Или не над ними, а над современным искусством? 

Фото: Дмитрий Дзюбин

Есть мнение, что современное искусство – фейк и профанация. А новости про уборщицу, которая приняла арт-объект за мусор и выбросила, невольно становятся подкреплением мысли. Попадая на выставки современного искусства, мы боимся выглядеть глупо и, не зная как «правильно» реагировать, на всякий случай держим серьезное лицо.

На выставке в Сан-Франциско посетители приняли очки за инсталляцию. Подросток специально положил их, чтобы проверить, как гости будут реагировать на случайный предмет. Очки произвели фурор

На своей фотовыставке  и автор, и куратор, и мастер продающего текста Даниил Бессонов представил 10 фотографий Тулы, как новый взгляд на город после долгого отсутствия. Каждое фото сопровождал берущий за живое текст. Особенно эффектным вышло описание с упоминанием детства и тоски по старым дворам.

Фото: Дмитрий Дзюбин

Приезжая в другой город, мы любуемся его архитектурой и цепляемся взглядами за каждую интересную деталь. При этом, каждый день проходим мимо прекрасного в своём родном городе. Сложно сказать, туманит ли повседневность наш взгляд или наоборот открывает глаза на истину. Но одно можно сказать точно: образы, которые мы видим каждый день и образы, которые мы встречаем после долгого перерыва, это очень разные вещи(источник – анонс выставки).

В “Сутках” важна очередность ознакомления с экспонатами. И только в самом конце нужно взять со стола черный конверт и посмотреть содержимое. Внутри — парочка приятных сюрпризов от спонсоров («Нитка» и «Бери Заряд») и одно рандомное фото – экспонат с обращением автора:

“Эта выставка задумывалась как ирония над современным искусством. Над тем, как ловко продавцы смыслов натягивают нарративы на абсолютно пустые вещи. Я хотел повторить этот процесс, чтобы доказать его несостоятельность. И показать, что это можно сделать буквально за несколько часов. Но за тот день, пока я ходил по городу, я сам начал видеть те смыслы, про которые пишу. И теперь совершенно не понимаю: я победил современное искусство или оно победило меня”.

Вероятно, искусство действительно победило Даниила, поскольку профессиональные фотографы, присутствующие на вернисаже, отметили как минимум несколько действительно сильных работ.

Фото: Дмитрий Дзюбин

За игристое на вернисаже отвечал Well Well Well, за холодный чай – Нитка. За здравый смысл – Даниил Бессонов, который с неохотой согласился дать мини-интервью для Станка.

 О художественной части

Для меня художественная ценность этих фото нулевая. Весь проект – одна большая шутка над современным искусством. Я сам часто хожу на выставки, мне что-то показывают, я не понимаю что это и про что, но должен этим восторгаться. И я решил, что нужно сделать то же самое. За 4 часа я всё отфотографировал в пределах Проспекта Ленина, за 2 часа написал текст, как всё на самом деле глубоко. Где-то даже заигрался с глубиной. Но я начинал это как прикол, а в процессе что-то из этого действительно нарисовалось. И я уже сам не готов сказать, ирония это или мой творческий замысел. А конверт в конце на случай, если я облажаюсь – хоть будет смешно. Не знаю, какая из этих версий настоящая.

Фото: Дмитрий Дзюбин

Об организаторской и кураторской части

Это превью перед большим проектом. Хочется механику сведения интересов небольших спонсоров, своих медиаресурсов и других тульских региональных медиа, готовых это поддержать, превратить в один большой проект. Чтобы художник или фотограф мог прийти и сказать: вот у меня такая идея, но нет денег на реализацию.

А у меня есть для этого ресурсы. Даже если эксперимент окажется неудачным, спонсор свой интерес закроет еще до первого посетителя выставки: инфоповоды, афиши, упоминания. В Туле нет этой культуры. Большие спонсоры не понимают, что кроме крупных мероприятий вроде Дикой Мяты есть маленькие ниши, куда с мелкими бюджетами можно заходить на небольших художников и делать прикольные мероприятия.

В Туле нет плотности и насыщенности событий, у нас по большому счёту всё ещё нечего делать. Мне скучно, мне этого не хватает, значит я буду это создавать. Летом будет гастрономический фестиваль. Я планирую делать коммуникационное агентство,. Все эти кейсы – прогрев для того чтобы показать, как я могу. Здесь и коммерческий, и социокультурный, и даже благотворительный интерес – возможности реализации для авторов.

Фото: Дмитрий Дзюбин

Выставка “Сутки” доступна для посещения в Центре семейной истории по адресу Благовещенская, 8В до конца лета.

Посмотреть по теме:

“Квадрат” (“The Square”), 2017

“Извержение вкуса” (“Flux Gourmet”), 2022

“Искусство по понятиям” (“The Kill Room”), 2023

Почитать по теме:

Художественный апокалипсис культуры. Строматы XX века. В 2-х книгах

В.В.Бычков, 2008Антиискусство: Записки очевидца” А.Яхнин, 2011



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.