В ТИАМ’е (Тульском историко-архитектурном музее) открылась выставка художника Евгения Стрелкова, которая продлится до 23 сентября. Мы пообщались с автором о его биографии, вдохновении, условиях творчества и восприятии творчества художниками и обычными людьми.
Евгений, вы окончили радиофизический факультет ГГУ. Работали ли вы по профессии? Почему решили сменить свой профиль?
По профессии я радиофизик, геоакустик. Работал по этой специальности лет пять, ездил в экспедиции. Там обязательно рисовал пейзажи с натуры. Вообще, рисовал я с детства — это врожденное. В начале 1990-х с наукой стало совсем плохо, шли сокращения и моя тема была заморожена. К тому моменту я с друзьями для дополнительного заработка уже верстал газеты, так что было куда уйти — в графический дизайн. А оттуда было недалеко до книги художника, а потом и до проектирования музейных экспозиций и создания анимационных роликов. В итоге, всё это — графика.
А сейчас вы интересуетесь новостями науки?
Да, интересуюсь наукой, даже очень. Более того, я в неё вернулся, но уже как популяризатор. Мы снимаем ролики для музеев по истории науки, например, такие:
или о самом переднем крае науки, например:
От занятий популяризацией науки идут и многие мои темы, уже чисто художественные.
Вы художник, поэт, редактор, дизайнер… Продолжать этот список можно очень и очень долго. Как вы все успеваете?
Успеваю я плохо. Занимаясь многими темами я нигде не стал «звездой». Иногда это расстраивает.
Какие задачи стоят перед современными художниками?
На мой взгляд, современный художник должен чутко реагировать на разнообразные «вызовы современности» своими работами. Не на все, конечно, вызовы — у каждого своя тема. У меня — «сложность» мира, взаимодействие художественного и научного методов познания. А также местная история, история Волги, прежде всего.
То, что вас волнует, находит отражение в ваших работах?
Меня волнуют проблемы идентичности: какие-то местные истории, события, народные промыслы и традиции, о которых хочется говорить современным языком. Экология Волги, разрушение памяти, исчезновение каких-то важных связей, возникновение глупостей, ксенофобии и невежества.
К слову об этом, ваша выставка — «Лоции». Как вы её создали?
«Лоции» — это карты моих проектов и тем. У меня многое связано с географией, поэтому такое название. Тем более, ленд-арт проекты — это своего рода навигационные знаки, расставленные на определённых местах; символы, знаки памяти.
Сталкивались ли вы с негативными ситуациями: плагиатом, вандализмом и тд?
Бывали акты неприятия моих работ, острая критика со стороны «оскорбленных в чувствах», даже угрозы… До вандализма, всё-таки, не доходило.
Чьи работы вас вдохновляют?
Разных художников. Уильям Кентридж, например, современный южноафриканский график, мультипликатор и режиссер. Если говорить о соотечественниках, то Владимир Наседкин, Дмитрий Морозов, Леонид Тишков. Много хороших художников вдохновляют.
Над какими проектами вы работаете сейчас?
— Сейчас заканчиваю новый анимационный фильм в жанре мокументари — выдуманная «как бы реальная» история. Мы много такого снимали. Недавний пример — «Невольный Прометей»:
Были ли у вас «проблемы» с законом из-за вашего творчества?
У меня не было проблем с законом, но я не исключаю таких проблем в будущем при нынешней установке властей на нетерпимость и конфронтацию со всем нестандартным.
С чего начался ваш творческий путь? Как вы начали этим зарабатывать?
Зарабатывать я начал компьютерной версткой газет, затем графическим дизайном. Позже, наконец, стал получать гранты независимых фондов на создание музейных экспозиций; сейчас работаю в двух музеях экспозиционером и куратором.
А с чего вы обычно советуете начать «новеньким»?
«Новеньким» посоветую много работать и много смотреть. И выучить английский язык.
Что бы вы хотели сказать себе из прошлого?
Себе прошлому посоветовал бы тоже самое — больше работать, больше смотреть.
А рядовому зрителю?
Рядовому зрителю — пытаться понять мысль и образ художника. Никто не хочет тебя обидеть. Если непонятно — думай, вглядывайся, дорогой зритель. Художник работает для тебя.