Выставки-обманки уже много лет пользуются успехом во всём мире. Например, в 2019-м году Эрмитаж дурачил своих зрителей: сотрудники намеренно путали экспонаты или создавали зрительные иллюзии, оставляя единственный способ верификации – чтение описание возле каждой работы.
5 июля посетители вернисажа Даниила Бессонова “Сутки” в Центре семейной истории получили иной опыт. Они не знали до последнего, что над ними тонко иронизируют. Или не над ними, а над современным искусством?
Есть мнение, что современное искусство – фейк и профанация. А новости про уборщицу, которая приняла арт-объект за мусор и выбросила, невольно становятся подкреплением мысли. Попадая на выставки современного искусства, мы боимся выглядеть глупо и, не зная как «правильно» реагировать, на всякий случай держим серьезное лицо.
На выставке в Сан-Франциско посетители приняли очки за инсталляцию. Подросток специально положил их, чтобы проверить, как гости будут реагировать на случайный предмет. Очки произвели фурор
На своей фотовыставке и автор, и куратор, и мастер продающего текста Даниил Бессонов представил 10 фотографий Тулы, как новый взгляд на город после долгого отсутствия. Каждое фото сопровождал берущий за живое текст. Особенно эффектным вышло описание с упоминанием детства и тоски по старым дворам.
“Приезжая в другой город, мы любуемся его архитектурой и цепляемся взглядами за каждую интересную деталь. При этом, каждый день проходим мимо прекрасного в своём родном городе. Сложно сказать, туманит ли повседневность наш взгляд или наоборот открывает глаза на истину. Но одно можно сказать точно: образы, которые мы видим каждый день и образы, которые мы встречаем после долгого перерыва, это очень разные вещи” (источник – анонс выставки).
В “Сутках” важна очередность ознакомления с экспонатами. И только в самом конце нужно взять со стола черный конверт и посмотреть содержимое. Внутри — парочка приятных сюрпризов от спонсоров («Нитка» и «Бери Заряд») и одно рандомное фото – экспонат с обращением автора:
“Эта выставка задумывалась как ирония над современным искусством. Над тем, как ловко продавцы смыслов натягивают нарративы на абсолютно пустые вещи. Я хотел повторить этот процесс, чтобы доказать его несостоятельность. И показать, что это можно сделать буквально за несколько часов. Но за тот день, пока я ходил по городу, я сам начал видеть те смыслы, про которые пишу. И теперь совершенно не понимаю: я победил современное искусство или оно победило меня”.
Вероятно, искусство действительно победило Даниила, поскольку профессиональные фотографы, присутствующие на вернисаже, отметили как минимум несколько действительно сильных работ.
За игристое на вернисаже отвечал Well Well Well, за холодный чай – Нитка. За здравый смысл – Даниил Бессонов, который с неохотой согласился дать мини-интервью для Станка.
О художественной части
Для меня художественная ценность этих фото нулевая. Весь проект – одна большая шутка над современным искусством. Я сам часто хожу на выставки, мне что-то показывают, я не понимаю что это и про что, но должен этим восторгаться. И я решил, что нужно сделать то же самое. За 4 часа я всё отфотографировал в пределах Проспекта Ленина, за 2 часа написал текст, как всё на самом деле глубоко. Где-то даже заигрался с глубиной. Но я начинал это как прикол, а в процессе что-то из этого действительно нарисовалось. И я уже сам не готов сказать, ирония это или мой творческий замысел. А конверт в конце на случай, если я облажаюсь – хоть будет смешно. Не знаю, какая из этих версий настоящая.
Об организаторской и кураторской части
Это превью перед большим проектом. Хочется механику сведения интересов небольших спонсоров, своих медиаресурсов и других тульских региональных медиа, готовых это поддержать, превратить в один большой проект. Чтобы художник или фотограф мог прийти и сказать: вот у меня такая идея, но нет денег на реализацию.
А у меня есть для этого ресурсы. Даже если эксперимент окажется неудачным, спонсор свой интерес закроет еще до первого посетителя выставки: инфоповоды, афиши, упоминания. В Туле нет этой культуры. Большие спонсоры не понимают, что кроме крупных мероприятий вроде Дикой Мяты есть маленькие ниши, куда с мелкими бюджетами можно заходить на небольших художников и делать прикольные мероприятия.
В Туле нет плотности и насыщенности событий, у нас по большому счёту всё ещё нечего делать. Мне скучно, мне этого не хватает, значит я буду это создавать. Летом будет гастрономический фестиваль. Я планирую делать коммуникационное агентство,. Все эти кейсы – прогрев для того чтобы показать, как я могу. Здесь и коммерческий, и социокультурный, и даже благотворительный интерес – возможности реализации для авторов.
Выставка “Сутки” доступна для посещения в Центре семейной истории по адресу Благовещенская, 8В до конца лета.
Посмотреть по теме:
“Квадрат” (“The Square”), 2017
“Извержение вкуса” (“Flux Gourmet”), 2022
“Искусство по понятиям” (“The Kill Room”), 2023
Почитать по теме:
“Художественный апокалипсис культуры. Строматы XX века. В 2-х книгах”
В.В.Бычков, 2008“Антиискусство: Записки очевидца” А.Яхнин, 2011