Иду по кромке вырытого котлована. Аккуратно, будто играя в классики, наступаю на расколотые куски асфальта. У самого края стоит бабушка; бесстрашно наклоняется глубоко вперед, чтоб разглядеть побольше. Прячусь за ее спину, но она меня замечает:
— Как думаете, это рука или нога?
— По-моему, это тазовая кость,
— присматриваясь, отвечаю я ей — Точно. Вы тут тоже гуляете?
— Ну, почти. А вы?
— Да я каждый день прихожу посмотреть. О, что это там?
— Там был церковный алтарь…
— Точно! Здесь три церкви же было: одна деревянная, другая с насыпью, а третья — хорошая. Вы знаете, здесь-то как было? Массовое захоронение нашли, а сверху — детские скелетики. Это же ужас! Вот такие гробы…— женщина долго примеряется и разводит руки на полметра. — Вон, смотрите, лежит,— раздается голос из-за спины.
— Вы тоже просто зашли? — поворачиваюсь и вижу мужчину в строгом костюме.
— Я сюда каждый день хожу. Историю люблю, сам на раскопки от «Искателя» ездил. Бойцов ВОВ «поднимали».
— А наверху детские гробы прям один к одному, один к одному! — не унимается бабушка.
— Сказали, три штуки подняли,— постоянные зрители продолжили диалог без моего участия.
— Все три, да? Ну да. Это массовое захоронение.
— А чумы тогда точно не было,— утверждает мужчина.
— Конечно, чума была, когда переход на Мосина рыли!
Ухожу от разговора. Мой будущий собеседник, Алексей Свиридов — руководитель археологической экспедиции, стоит с еще одним вольным слушателем. Подхожу к ним.
— Кто я такой? Заместитель руководителя проекта. Мы с вами виделись уже неоднократно… Но, я так понимаю, у вас лучше память на находки, чем на людей,— щурится мужчина. — А вы, собственно, руководитель какого проекта?
— Благоустройства набережной и улицы Металлистов… Всей. О! Это у вас там что, склеп? Туда, это самое, клали церковных особ? Серьезно… А если кладку разобрать, то там, это самое…,— кладет руки на грудь — с часами, золотом и бриллиантами? Нет? У нас не как в Египте?
— Ну, как минимум, из-за не распространенности язычества — не так. Вряд ли мы там увидим захороненных с ними рабов. — Ну да, их же тогда уже покрестили… Алексей отводит меня в сторону: — Догадываюсь, что руководитель проекта — на самом деле водитель какого-нибудь экскаватора. Но зачем?
Городские сумасшедшие
К вам часто заходят подобные элементы?
Да… Вам интереснее было бы написать про этих людей, нежели про меня. К нам часто приходят. Некоторые скромно мнутся у забора, некоторые, слишком раскрепощенные, учат нас правильно вести раскопки. Даже блогер приходил. Я на его вопросы отвечал, а он на меня смотрел, но не слышал. В итоге выдал что-то вроде: «В 1830 годы со стороны Польши прилетела ядерная ракета». И для чего я все рассказывал, если у него правда своя? Этот мужчина из Щекино, явно не стесняясь, позвал меня на свой YouTube канал с 13 000 подписчиков. Смешнее было лишь когда я в шутку предложил, кстати ему же, измерить уровень радиации, а он и впрямь достал из кармана счетчик Гейгера…
Люди к нам часто заходят. С двух часов дня — стабильно. Нам приятно получать доказательство важности нашего дела. Приятно рассказывать о том, что мы делаем. И надеемся, что делаем хорошо. Если ты нарисовал красивую картину, слепил крепкую чашку, сколотил надежный стул – почему не рассказать об этом? Обидно, когда приходят с некой агрессией. Некоторые даже вызывали полицию. И все как один говорят, что мы раскопали чумное кладбище… Но приводят посмотреть на это четырехлетних детей. Почему у вас люди так не доверяют археологам?
Получается, это впервые в вашей практике?
До этого — не сталкивался. Я работал в ряде регионов: Брянской, Липецкой, Тамбовской, Орловской, Воронежской областях. В последней, кстати, принимал участие в раскопках памятника палеолита в музее-заповеднике Дивногорье. Там было место массовой гибели животных во время таяния ледника или загонной охоты. И тогда люди нам не мешали. Но и проект в Туле — самый масштабный в моей практике. Здесь сейчас реставрируют целый городской квартал в самом центре города. Проводят 5 видов коммуникаций, делают фонтаны, благоустраивают. Нас администрация города решила нанять еще на этапе планирования, для контроля всего процесса. Наша задача – работать параллельно со строителями и наблюдать за ними. Как только они начинают углубляться и нарушать культурный слой Тулы, мы останавливаем строителей и исследуем этот участок. Эти работы не должны привести к уничтожению важной исторической информации. Так, как случилось со строительством пешеходного перехода и найденными гробами 18 века у сквера Мосина в 1980-е годы.
Череп и кости
Это видео разлетелось по Интернету всего за день. И, насколько нам известно, администрация города была удивлена звонкам из федеральных СМИ с вопросами. Вы знали, когда только начинали здесь работать, что вероятнее всего найдете?
То самое нашумевшее видео было снято 2 апреля. Мы же еще 27 марта начали работы на том участке; почти всю неделю спокойно вели раскопки. С пресс-службой администрации заранее обсудили необходимость проведения брифинга, и уже даже назначили его на 3 апреля. Все понимали, что журналистам необходимо что-то показать. Но буквально через несколько дней мы в своей работе «дошли» до уровня кладбища, и уже 1 апреля стало ясно, что число найденных гробов идет на десятки.
Когда появилось видео с гробами, многие федеральные СМИ написали, что во время ремонта дороги, провалился грунт и обнажились идеально чистые гробы. Никто из журналистов не задумался, что останки кто-то расчищал, что колышки разбиты, раскопки идут. Но нам не обидно, уже привыкли к журналистам. А администрация города, думаю, была удивлена распространению искаженной информации. Не находкам. Мы ежедневно общаемся с Инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия. Им изначально было известно, что мы работаем на участке с кладбищем уже неделю. А тут появляется волна сообщений про «провал грунта», «чуму» и «строителей, наткнувшихся на гробы».
Все догадывались, что мы найдем. Перед экспедицией посмотрели старые планы города. Видели, что была церковь. Значит, там было кладбище. Единственное, тогда не было подробных карт, и мы не были уверены, что попадем в относительно небольшую область кладбища. Если бы оно было смещено, к примеру, чуть севернее, мы бы нашли лишь фундамент церкви и дальше копать не стали.
Сколько гробов обнаружено на сегодняшний день?
На этом конкретном участке уже снято 67 гробов. Такая загруженность обычна для городского кладбища. К уже существовавшим могилам постоянно подхоранивали кого-то. При раскопках мы увидели следы того, как на месте старых могил копали, ломали или отодвигали в сторону более ранние погребения. Итого: 67 гробов и 80 останков.
Это все кладбище второй половины 18 века, а до этого здесь же была деревянная церковь, построенная в 1611 году. Понятно, что часть могил более древних была разрушена еще в 18 веке. Склепы, которые мы сейчас вскрываем, тоже более новые. Там похоронены, скорее всего, богатые горожане. (Алексей также выдвигал версию про священников, но в итоге она не подтвердилась – в склепах были погребены женщины. Прим.ред.) Вообще, здесь склепов должно быть много, но в рамках наших раскопок — это последние.
Все найденные останки будут обработаны антропологами, и, позже, захоронены. К нам уже приезжали антропологи из Института этнологии и антропологии РАН. Процесс обработки останков достаточно длительный. После того как антропологи проведут свои исследования, останки будут перезахоронены. Место выберет администрация города совместно с епархией. Скорее всего, все решится осенью этого года.
Город мастеров
В противоположной части улицы, еще зимой, были обнаружены торговые ряды и погреба. Что конкретно было найдено и насколько весома археологическая ценность находки?
Да мы с вами и сейчас стоим на здоровенных погребах, которые ведут к торговым рядам. Они заброшены с конца 18 века. По всей видимости, был пожар, после которого было принято решение их не восстанавливать. Просто поверх построили новые ряды, на месте нынешнего Сбербанка. Уникальность этой находки в том, что погреба остались полыми, и в них можно было зайти. Я туда спускался. Из-за особенностей тульского культурного слоя (а это мокрый слой: грунтовые воды, отсутствие кислорода, влажность) дерево, кожа и кости очень хорошо сохранились. Больше двухсот лет эти погреба были заброшены, завалены. И мы впервые за это время их открыли. Подождали сутки, пока пройдет циркуляция воздуха. Представляете, все сохранилось в почти идеальном состоянии. Деревянные лестницы, полки для хранения товаров, крюки, торчащие из стен, ниши. Там была законсервированная атмосфера, как в древних гробницах. По всему кварталу мы нашли очень много информации интересной. Можем представить, что тут было в 18 веке; как происходило развитие в этой части города.
А какие-то менее крупные находки на самой улице Металлистов попадались?
Да. К примеру, находили следы деревянных мостовых. Находили монеты, утварь, кожаную обувь, подковы, сверла и пилы 18 века. Тула же город мастеров. Вся эта площадь в 18-19 веке была торговой, фактически. Многое сохранилось под полутора метрами насыпного грунта. Но еще осталось запечатано два метра культурного слоя, в которых можно найти деревянные лавки 18 века; не целые, только основания. Если их раскопать, то можно увидеть всю планировку торговой площади, определить специализацию лавочников. Недалеко от нынешнего входа в Сбербанк располагалась лавка оружейников. Там в одном слое было найдено более тысячи оружейных кремней. Также, неподалеку нашли большое количество изразцов. У нас есть две версии: или туляки подсыпали битые изразцы вместе с другим строительным мусором, как сейчас подсыпают щебень в лужи; или на том месте была лавка по продаже изразцов.
Понимаете, все эти гробы, кладбище, шум в интернете — это всего 72 квадратных метра и лишь две недели нашей работы. А археология — это вовсе не сундуки с золотыми монетами и серебряные блюда. Это даже не история правителей, каждый шаг которых описывали их современники. Археология — это жизнь простых людей, наших с вами предков; которые триста лет назад, своими руками, сделали из небольшого города мастеров — центр промышленности и торговли. Это не просто любопытство, а попытка понять что-то о нас самих. Поэтому, наверное, так много жителей Тулы приходят к нам. Для соприкосновения с общим прошлым.