В 1896 году в Тулу переезжает семья прибалтийских немцев. Нормальная практика для дореволюционного времени. Глава семейства инженер Иоган Паль покупает дом на каменном основании у оружейников Гостеевых и перестраивает его. Стоимость недвижимости увеличивается в 2,5 раза. И с тех пор внешний облик здания по адресу Глеба Успенского, 7 не менялся. Это образец архитектуры конца 19 века в отличном состоянии. Единственное – не сохранились флигель, склад и конюшня.
У дома толстые стены, оригинальная деревянная кладка. Вся эта улица уникальная. Дома очень хорошо сохранились. Хозяева в большинстве своем понимают ответственность. Наша задача достать историю, чтобы было интересно и чтобы подчеркнуть значение построек. Например, в Туле уже исчез Центральный рынок, который по плану был отведен Екатериной II. Такая же участь ждет рынок Хапер, из-за чего город потеряет топоним.
Краевед Елена Платонова
Времена, когда этот дом стоял в своём полном великолепии, давно прошли. Сейчас фасад выглядит блекло и обветшало. Но он в этом не одинок. И на это есть причины. Если дом признан памятником архитектурного наследия, чтобы его отремонтировать и даже покрасить, нужно специальное разрешение и приличная сумма на работы, которые не повредят зданию. А еще нужна договоренность с соседями, так как часто дома поделены на несколько квартир. И последний момент самый сложный – один хозяин «за», у второго нет денег, а третьему ничего не нужно.
Мы с женой живем здесь с 2005 года. Часть дома досталась нам по наследству. Здание признано объектом культурного наследия. Когда начинаешь что-то делать, говорят: «не трогай — это историческое наследие». А когда это историческое наследие превращается в «нехорошее слово» – никому и дела нет. Дерево – не вечное.
Валерий Старичков, собственник квартиры в историческом доме
Исторические дома ветшают, становятся заброшенными, а иногда горят без причины на лакомых кусочках земли в центре города. Многие считают, что все эти «избушки» вообще надо снести и возвести на их месте современные многоэтажки: мол, нечего тут восстанавливать, построить новое дешевле.
Может быть, в этом и содержится толика смысла. Но у каждого города есть свой культурный код. И все эти старые домики с резными наличниками – часть культурного кода Тулы.
Часто в них живут пожилые люди, у которых нет ни денег, ни сил, чтобы вернуть дому «пряничность». Плюс мешает «хвост» из Советского союза, что кто-то другой должен придти и что-то сделать.
Архитектура нашей страны часто стрёмная. Панельки, которые строили 30 лет назад и выглядели свежими и красивыми, теперь смотрятся так себе. Поэтому исторические дома ничем не отличаются от пятиэтажек, девятиэтажек… Большая часть людей живет в таком жилом фонде, а не в элитных новостройках. У нас была сложная история, поэтому дома в центре часто выглядят непотребно. Я не вижу повода это все сносить, потому что это наша история. В начале XX века и Тульский Кремль выглядел стрёмно. Но когда люди поняли, что это история, они нашли возможность его восстановить. Так и здесь. Наша история неприглядна. Так давайте сделаем что-то, чтобы это изменить.
Евгения Сиволоцкая, организатор «Том Сойер Фест» в Туле
Волонтеры Фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» за три предыдущих сезона в Туле восстановили 5 домов (фото расположены по порядку):
- Пирогова, 42
- Буденного,5
- Макса Смирнова, 23
- Тургеневская, 39
- Жуковского, 72а
В этом – четвертом сезоне – в работе еще два дома: Глеба Успенсого, 7 и Гоголевская, 34.
Второй участок на стыке XIX-XX веков купила браковщица оружейного завода, которая построила себе маленький домик, а остальные кусочки земли продала трем семьям. Здесь сохранились родные деревянные ворота. Таких в Туле практически не осталось: все давно заменили на профлист. Сейчас они не открываются: конструкция завалилась, плюс под них залили асфальт, когда делали дорогу. Самая сложная задача в этом году у волонтеров «Том Сойер Фест» — сохранить внешний вид ворот и вернуть им функциональность.
Мое направление обучения связано с искусством, культурой, историей. Мне было интересно, как восстанавливают и сохраняют дома. И затянуло. За сезон я научилась всему: и феном работать, и с людьми общаться, и направлять других волонтеров. Мне нравится процесс. Когда смотришь на результат, вспоминаешь все месяцы работы, и гордость берет.
Софья Овчаренко, волонтер
После первого года я вообще все хотела бросить. Держусь только на людях: когда кто-то подходит, благодарит, пишет в соцсетях. Только тогда я думаю, что все не зря.
Бывают сумасшедшие люди, которые мечтают о сумасшедших вещах. У меня есть глобально сумасшедшие цели: восстановить все исторические кварталы. Но есть и свои человеческие желания, потребности: я здесь живу и хожу каждый день мимо этих домов, мне просто приятно.
И это все надо любить. Например, на Жуковского был маленький домик, но там очень много резьбы. Мы его красили несколько месяцев каждый день по 7-10 человек, потому что это очень тонкая работа. Нанятым рабочим – это не нужно. А нам надо. Поэтому мы стараемся делать красиво.
Евгения Сиволоцкая, организатор «Том Сойер Фест в Туле
Том Сойер Фест существует только благодаря волонтерам и донатам. За 4 года образовался костяк: и людской, и партнерский. Поэтому у фестиваля всегда есть средства на старте. Но в процессе работ может потребовать дополнительная поддержка. Например, только чтобы покрасить двухэтажный дом на Глеба Успенского потребуется около 150 тысяч рублей. В среднем за сезон необходимо около 500 тысяч рублей.
Информацию, как помочь фестивалю и поучаствовать в работах по наполнению исторического центра Тулы цветом и новыми смыслами — ищите в группе VK Том Сойер Фест Тула.