Ростислав Лозинский
История Тульского историко-архитектурного музея начинается с церкви. 27 августа 1968 года священнослужитель Ростислав Романович Лозинский переезжает из Костромской области в Венёв. Он был «неудобным» священником, поэтому его часто переводили из одного региона в другой. «Частые переводы уполномоченным из одного прихода в другой и болезнь жены побудили перейти в августе 1968 г. в Тульскую епархию» — так писал об этих событиях сам отец Ростислав. Сначала он служит настоятелем храма св. Иоанна Предтечи города Венёва Тульской области, с 1 февраля 1969 года – настоятелем храма Двенадцати Апостолов в Туле. Но его церковная служба быстро подходит к концу, в 1974, всего через 5 лет после переезда в Тулу, он уходит в мир. Но, несмотря на это, Лозинский продолжает интересоваться историей храмов, кладбищ и духовных мест.
![](https://stanok.space/wp-content/uploads/2024/03/image.png)
В середине 1980-х годов городские власти решают ликвидировать Всесвятское кладбище Тулы. Оно было создано в 1771 году по указу Сената для захоронения погибших во время эпидемии московской чумы. Тогда его территория была окраиной города, ведь подобные места необходимо было располагать за городом, но с годами застройка расширялась, пока полностью не окружила кладбище. На нём было захоронено множество известных людей, включая Петра Белоусова (санитарный врач и основатель парка), Николая Белобородова (создатель русской хроматической гармони), членов семьи Баташевых, Ваныкиных и многих других.
![](https://sun9-55.userapi.com/impg/1j61xoZxuTLYOqpfqIfXLaMHNfCtdVyfu6bQiA/gFjtaeqxTmc.jpg?size=2400x1600&quality=96&sign=a04d9e286bb10bbefae7215677ef64d5&type=album)
Отец Ростислав, несогласный с такими планами по уничтожению кладбища, организовывает общественное движение «Тульский Некрополь», которому удаётся отбить кладбище. После этого, движение начинает заниматься восстановлением и очисткой памятников, благоустройством кладбища. Он ушёл из жизни 7 апреля 1994, став первым священнослужителем — почётным гражданином Тулы, и человеком, благодаря которому движение переродилось в музей «Тульский Некрополь». В честь него названа одна из улиц Тулы.
Ростислав Романович был человеком другой культуры, старой, не советской. И в нём поражало то, что он был постоянно, ровно и искренне доброжелателен. Он всегда относился к любому из нас, смотрел, разговаривал, с добром. Мы были непривыкшие к такому. Несмотря на существенную разницу в возрасте, он не пытался никого воспитывать. Общение с ним было удивительно приятным, оно стимулировало к работе над собой.
Ирина Ковшарь. Первый директор музея.
Музей «Тульский Некрополь»
Как музей, «Тульский некрополь» начал своё существование в 1998 году, спустя 4 года после смерти Ростислава Лозинского. Институция стала первым в России историко-архитектурным и ландшафтным музеем, посвященным сохранению кладбищ. Одним из важных направлений его деятельности была организация волонтёрских субботников на Всесвятском кладбище. Кроме него, музей занимался сохранением и восстановлением Дмитровского (Пролетарский район) и Спасского (Зареченский район) кладбищ. Музей занимался выявлением, изучением и попытками сохранения исторической ценности, которую несут в себе захоронения. Другой важной задачей было привитие культуры уважения к таким местам со стороны местных жителей.
![](https://sun9-30.userapi.com/impg/LARtZWkmTTwzojnspU2DuBBf4qUasA-FKZ-7iQ/77Qj27VqynY.jpg?size=2404x1912&quality=96&sign=600e8624c329c089c168345f8bf78d73&type=album)
Помимо отца Ростислава, у его истоков стояли Ирина Ковшарь (первый директор музея), археолог Роман Клянин и журналист-краевед Ольга Подъемщикова.
![](https://sun9-24.userapi.com/impg/g6Z-pZia4e3KUXBl9wdit5e47nif2NH4miQaMg/Dj-Qbj_0it0.jpg?size=1080x1071&quality=96&sign=aa6e1fda19f4c4557d37e6c8ebe17508&type=album)
Всесвятское кладбище уникально тем, что на нём сохранились тысячи, может быть десятки тысяч надгробных памятников 18-19 века, которые обладают высочайшими художественными качествами. А я – искусствовед. Если существует такое значимое явление, его нужно изучать, чем я и занимаюсь.
Ирина Ковшарь, первый директор музея
В 2012 году «Тульский Некрополь» получил на баланс два новых помещения на проспекте Ленина, которые сейчас известны как «Дом Белявского» и «Дом крафта». А в 2013 году музей переименовывают в Тульский историко-архитектурный музей (ТИАМ). Движение по сохранению и восстановлению кладбищ становится самостоятельным проектом, который называют «Тульский некрополитен». Им и по сей день руководит первый директор музея Ирина Ковшарь.
ТИАМ
Получив новые площади, ТИАМ постепенно расширяет направленность своего музея. В одном здании появляется «Старая тульская аптека». Здание на проспекте Ленина 27 — исторический особняк, в котором в 1884 году Фердинанд Белявский открывает свою аптеку, которая быстро приобретает широкую известность, как одна из лучших в Российской Империи. ТИАМ воссоздаёт в этом здании атмосферу аптеки времён царской России. Внутри рассказывают как об аптечном деле, так и о парфюмерии. А еще проводят мастер-классы, на которых можно создать собственный аромат.
![](https://sun9-78.userapi.com/impg/jiMg04EIZBfVO6bOp7o6BWKSXnIxjoCzy6cEvQ/tSV_5nTJYcY.jpg?size=1024x680&quality=96&sign=0730018ca7c419ec217ebc59bd17b092&type=album)
В доме Крафта располагают выставочные пространства. Здесь проводят экспозиции по плакату, типографике, фотографии, лекции и многое другое. Отдельно стоит отметить, что каждый год здесь происходит выставка плакатов международного биеннале «Золотая пчела». Тульской молодежи это место хорошо известно, как одно из самых неординарных выставочных пространств города.
![](https://sun9-29.userapi.com/impg/X_vrJN3XyFLen7gIPMRisLTMDQsgl14dCyj4UA/-WMPcNFYzC8.jpg?size=1000x666&quality=96&sign=1c6d4640f5824d3d9a40d97be3006ffd&type=album)
Флигель и Картонная ночь
Эта часть истории музея началась с появления в проекте Антона Осеннего. В 2012 году он проводит первый кинопоказ: кто-то приходит с гитарой, кто-то в дурацких картонных шапках. Картонной ночь называют, потому что никто не планировал делать из этого что-то капитальное.
С 2013 года на тот момент руководитель музея Александр Аладин разрешает использовать заброшенный флигель музея для проведения мероприятий. Антон с друзьями сами проводят туда электричество, начинают проводить лекции, кинопоказы, небольшие выставки, концерты. А раз в год Флигель вылезал из своей коморки на территорию всего ТИАМа и устраивал Картонную ночь. Фестиваль быстро разрастается в крупное городское мероприятие.
![](https://sun9-25.userapi.com/impg/7prBaAuntjnHhOuG8bIsbwxd8CV19iVqhUOM5w/hGMn9HH7j-o.jpg?size=640x640&quality=96&sign=5d40c1892886d42757d56c0aec7809c8&type=album)
С 2013 по 2018 год Картонная ночь начинает проходить ежегодно, на ней показывают кино, проводят концерты, делятся творчеством молодых художников и просто весело проводят время. В остальное время проходят небольшие ивенты во флигеле.
Помимо Антона, в проекте активно участвовали Паша Красный, Павел Платонов, Даниил Потапов, Дмитрий Ерохин, Даша Самойлова, Ваня Евсеев, Полина Сарнацкая, другом проекта был Дима Сыендук.
![](https://sun9-28.userapi.com/impg/rwv34GpJkgoK9dgZ92jAB_S4KdaMYbXmLd-Sgw/3p67bHc7TGM.jpg?size=2560x1709&quality=96&sign=01c9671a0da6d9de3449cd680e7f8966&type=album)
На самом деле, удивительно, как такой проект так долго прожил. Ведь в стенах Флигеля проходили и необычные по меркам обычного музея концерты. Помню, как Паша Красный подошел ко мне и сказал: «а давай сделаем гиг*». Я сначала сомневался, но всё же, под мою ответственность, мы стали проводить концерты. Руководство музея давало нам волю.
Антон Осенний
*гиг — концерт на слэнге
![](https://sun9-36.userapi.com/impg/RSlhMoEzFalHNn3KEdisFvgwXf1XcE8LUjmIdg/gTAprM1QOio.jpg?size=2560x1707&quality=96&sign=613eec1b2af35cfe2bac9b24940b6567&type=album)
В 2018 году проект закрылся, но многие его участники продолжили творческую деятельность:
Антон Осенний открыл собственный бар в Туле, который сейчас носит название Флигель. Полина Сарнацкая до недавнего времени была арт-директором Типографии. Ваня Евсеев стал работать на фестивалях AWAZ, Moscow Music Week, Боль, делал в Москве бар «Проходка».
Картонная ночь стала основополагающим мероприятием в моей жизни. Без него я бы не узнал про Флигель, не стал бы частью команды и не начал делать свои первые ивенты. Без него я бы не занимался тем, чем занимаюсь сейчас.
Иван Евсеев
Причиной закрытия Картонной ночи стала сама его концепция и неизбежный успех. Событие задумывалось как мероприятие для своих с современными художниками и инди-музыкой. Но с годами фестиваль рос, увеличивалось участие музея, из-за роста числа посетителей возникали новые ограничения и необходимость создавать контент для новых групп аудитории. Музей стал принимать значительное участие с кино-программе и организации, а Флигель занимался музыкальной и художественной программами. Пока команда Флигеля хотела продолжать делать то, что любят, музей видел необходимость внедрения семейного и детского контента. В итоге, после проведения Картонной ночи в 2018 году, было обоюдно решено, что пути Флигеля и ТИАМа расходятся.
Cartoon’ная ночь
После ухода ребят из Флигеля в другие проекты, ТИАМ решает переосмыслить идею молодежного фестиваля. Но, чтобы не ругаться из-за названия, новому событию дают другое имя. Cartoon’ная ночь — это фестиваль отечественной авторской анимации, который проходил с 2019 по 2021 год. На мероприятии открывали тематическую выставку художников-аниматоров, смотрели авторские мультфильмы, общались, рисовали и пили кофе. Куратором фестиваля стала Надежда Свирская: она лично отбирала огромное количество отечественной 3-5 минутной анимации, составляя её в большую 3-часовую программу. Появились отдельные дневные (детские) и вечерние (взрослые) программы.
![](https://sun9-7.userapi.com/impg/0khWMueYElLd4ZRMTligblMR4DY6yio0YfTMOw/zFThYRjOiKk.jpg?size=900x600&quality=96&sign=3e901d2a3ee930892fe25d3c03b9eab5&type=album)
В 2023 году фестиваль был возобновлён после перерыва. В прошлом году он проходил в 2 этапа: с 15 по 28 мая и с 5 по 17 июня.
Одним из тех, кто застал оба фестиваля, был pr-менеджер ТИАМа (на тот момент) Никита Бурлаков. Он говорит, что оба мероприятия были классными и запоминающимися, но просто разными. А ещё он с большой теплотой вспоминает время работы в ТИАМе:
ТИАМ очень мощно на меня повлиял. Я много чего узнал и много чему научился, познакомился с огромным количеством людей. Это очень большой кирпичик в развитии меня как человека и как профессионала. Это очень значимая страница в моей жизни, и к этом воспоминаниям я отношусь с большим трепетом.
Никита Бурлаков, бывший PR-менеджер ТИАМ
ТИАМ сейчас
Сегодня ТИАМ продолжает свою важную просветительскую функцию, проводит лекции, выставки, мастер классы, выпускает путеводители. В 2023 году открылся проект «Подумать только. Книжный в ТИАМе». Это магазин в формате независимого книжного, через который музей расширяет своё влияние на город. Он открылся на месте независимого книжного «Свидетель» Ирины Рочевой. А еще у музея появился филиал на улице Металлистов, который назвали «Нимфозориум».
![](https://sun9-76.userapi.com/impg/IwV03lV75i8Afb4d44qQxcdY1vSbgyZKV3GV2g/q18otBCFn78.jpg?size=2560x1707&quality=96&sign=007131c3d42199d3a91ea6b5ed6c232b&type=album)
ТИАМ — это музей, созданный благодаря священнослужителю, поддерживаемый городом, ставший одной из самых интересных и необычных культурных институций Тулы.
Этот и другие материалы создаются только благодаря вам. Поддержать Станок и его авторов можно здесь