Эту постановку называют первым тульским документальным спектаклем, и пожалуй, это действительно так. В основу материала легли личные истории бывших сотрудников завода «Октава», через призму которых рассматривается судьба предприятия, и эпохи в целом. Как и принято на премьерах, гостей угощают шампанским, все ведут непринужденное общение. И вот свет гаснет, зал замолкает.

Фото: Александр Воронин

Евгений Маленчев
(режиссер)

У тебя весьма большой опыт. Чувствуется ли особенный трепет, когда работаешь не с персонажами и давно ушедшими историями, а с теми, кто живет здесь и сейчас?

Конечно. Во-первых, это про настоящее, во-вторых, ты понимаешь, что люди, из историй которых собран этот спектакль, настоящие и живые, они придут посмотреть. На самом деле, это очень сложные взаимоотношения. Что-то может показаться им неверным, что-то удивит.

То есть ты готов, как в случае с фильмом «Движение вверх», к тому, что кто-нибудь скажет «Все неправда!»

Мы не ставили задачу претендовать на объективную истину. Это правда конкретных людей. В данном спектакле есть три человека и три взгляда на историю и проблемы: от укладки асфальта до перспектив развития самого завода «Октава».

Фото: Александр Воронин

Александр Миндрин
(аниматор)

Был ли ты раньше знаком с заводом «Октава»?

У меня мама какое-то время работала на «Октаве». Помню, как в детстве приезжали за ней на работу, помню проходные. У нас даже значок с «Октавой» дома лежал. А еще я был в том музее, о котором говорится в спектакле.

Много ли сил отняла работа в проекте?

Скажу честно, много. Это был первый подобный опыт взаимодействия для меня. Но сразу скажу, что из всего коллектива, я явно не больше всех устал. Это была серьезная работа для каждого.

Чувствуешь ли ты удовлетворение результатом?

Я такой человек, что никогда не чувствую удовлетворения результатом. Всегда кажется, что можно сделать круче.

И тем не менее, взялся бы за подобный проект вновь?

Конечно! Всегда интересно придумывать и делать что-то новое.

Фото: Александр Воронин

Фёдор Кондращев
(композитор)

Был ли подобный опыт для тебя первым?

Я уже делал музыку для читки «Черная коробка» в Барабане. Скорее речь о живом исполнении: я довольно часто вживую исполняю гитарную музыку. С электронной музыкой все несколько иначе.

Даёт ли он что-то особенное?

В электронной музыке больше возможностей «поизвращаться». Здесь приходится постоянно бегать глазами, порой начинает не хватать парочки лишних рук. Это интересно.

Если говорить именно о спектакле, насколько полно ты осознаешь, что задавал тон всему происходящему?

Понимаешь, я смотрю сценарий и делаю музыку под которую комфортно читать этот текст именно мне. И всем внезапно это нравится (смеется). Я удивлен, что мое восприятие нашло такой отклик. Это удивительная вещь.

Я понимаю, что задаю значительную часть атмосферы, но как именно это происходит — я не знаю.

Полина Шатохина
(артист, автор идеи)

 

 

 

 

 

 

 

Во время спектакля можно было заметить как ты ловишь вайб от музыки, так ли это?

Да, мне очень понравилась музыка.

Насколько музыкальная составляющая помогла тебе?

Очень сильно. Это одно из главных выразительных средств в спектакле.

Сегодня прошла премьера спектакля, но скоро его покажут, в том числе, героям этих историй. Чувствуешь ли ты в связи с этим какие-то особые эмоции?

Да, я очень волнуюсь. Важно, чтобы они почувствовали наше отношение к ним и их историям. Например, история про отца моей героини. Когда мы первый раз собрались и прочли этот текст — я просто рыдала. Возможно потому, что моя собственная история с отцом в чем-то созвучна. Все герои стали для нас близкими людьми, хотя лично мы не знакомы. Важно, чтобы, когда они посмотрят спектакль, они это почувствовали.

Фото: Александр Воронин

Сложно ли получить информацию, необходимую непосредственно для драматургии?

Этот вопрос лучше задать Оле, Кате и Даше. Они проделали большую работу. Чтобы раскрыть одного героя, порой приходилось много часов с ним говорить и только спустя это время он открывался и начинал рассказывать о чем-то личном, важном и ценном. Поэтому для тех, кто непосредственно общался с героями, это тоже большой и ценный опыт.

Фото: Александр Воронин

Ольга Барабанова и Екатерина Ходаковская
(собиратели историй)

Вы посмотрели спектакль — чувствуется ли разница в восприятии слов непосредственно от героев и от артистов?

Ольга: Я думаю здесь дело в самой истории. Я читала этот текст уже много раз. Конечно, когда я общалась с героинями, их истории оказали на меня сильное эмоциональное воздействие, но и сейчас это не исчезло.

Екатерина: Наверное, разница есть. Когда мы общались с человеком, была очень расслабленная атмосфера: мы пили чай, ели печеньки. Это было неформально и легко. А в спектакле это пробивает на эмоции.

То есть художественное прочтение заставляет переосмыслить сказанное?

Екатерина: Да. Для меня это, наверное, стало более драматичным. Когда просто общаешься с человеком, понимаешь — да, в 90-х были сложные времена, были смешные истории, были расставания и драмы, но здесь это принимает совершенно другую, концентрированную форму.

Во время спектакля представляли ли вы образ героя, у которого брали интервью?

Ольга: Нет, скорее образ стал собирательным. Произошло отстранение от конкретной персоны. Во время интервью истории героинь воспринимались больше как частные, личные. Хотя и было понимание, что они — голоса поколения, эпохи. Но на спектакле это понимание и ощущение стало намного сильнее, вышло на первый план.

Фото: Александр Воронин

Алексей Соколов
(собиратель историй)

Не секрет, что далеко не все беседы вошли в спектакль; в частности с твоей героиней. Будет ли она приглашена на открытый показ?

Конечно.

А они знают, что их беседы не попали?

Моя героиня знает, но я думаю, что она не пойдет, так как уже пожилая женщина и её сложно «вытащить» из дома. Но, в любом случае, все отнеслись к этому с пониманием.

Фото: Александр Воронин

Инна Медведева
(артист)

Что побудило участвовать в этом проекте?

Я работаю с Женей Маленчевым в театре, поэтому я всегда с удовольствием принимаю участие во всех его проектах. Это очень интересно, имеет необычную форму, да и просто познавательно и круто…

В этот момент раздается звон бокала и слово берет режиссёр Евгений Маленчев:

Друзья, чувствую себя Илоном Маском (смеется), который запустил космический корабль. Я счастлив, что он не упал, не загорелся и не взорвался. Понятно, что нам есть над чем работать, но главное, что всё случилось. Спасибо каждому — без вас ничего бы этого не произошло.

Звон бокалов. Аплодисменты. Занавес.

Фото: Александр Воронин



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.