Начало 90-х годов XX века в России — время перемен. Стремительно меняются нравы людей, предпочтения, потребности. Вседозволенность и свобода действий становятся на первый план. Именно тогда волна техно-музыки врывается в страну и набирает популярность в узких кругах среди молодежи. Привычные дискотеки уходят в прошлое, а новое музыкальное движение, набирая обороты, стремится захватить улицы и заразить людей своей эйфорией. Наступает эпоха рейва.
Основой формирования рейв-культуры в Туле стал клуб «COSMOZ-ONE», открытый в 1992 году Дмитрием Шевяковым и Леонидом Кириченковым. Все началось с момента, когда Шевяков (в будущем DJ Деш) на одной из дискотек в ДК Профсоюзов поставил пластинку электронной музыкальной группы «L.A. Style» с композицией «I’M RAVING». Именно Шевяков увидел потенциал новой музыкальной волны в тогда еще непривычном для восприятия техно. Зародилась идея создания собственного клуба. Постепенно росло число единомышленников, заинтересованных в развитии проекта и продвижении новой музыки.
Итогом долгой подготовки стало открытие первого техно-клуба «COSMOZ-ONE» 8 ноября 1992 года в Тульском Дворце Пионеров. Вечеринки проводились каждые выходные под руководством диджея Деша. Музыкальные группы города играли здесь свои электронные сеты. Бросая вызов серой массе, молодые люди со всех уголков города одевались как можно ярче и необычнее, шли на рейв с призывом «PEACE. LOVE. UNITY. RESPECT.» и выплескивали свои эмоции на танцполе клуба.
Популярность «COSMOZ-ONE» росла. Уже зависимые от нового движения люди делились впечатлениями со своими друзьями, те приходили посмотреть и сами становились зараженными атмосферой рейва. На столбах Тулы все чаще появлялись объявления о предстоящих тусовках.
Однако не все были способны понять стремление к свободе самовыражения. Странные ритмы техно и необычные ритуалы во время диких танцев многих заставляли считать клуб странным местом не для нормальных людей. Таким был настоящий андеграунд.
Эпоха рейва отличалась тем, что мы выражались, как могли. Мы общались, танцевали, курили, одевались во что могли. Мы старались быть яркими.
Анна Найдёнова, завсегдатай вечеринок
Как выглядит свобода:
— Летом 1993 года клуб «COSMOZ-ONE» выходит за рамки одного помещения и устраивает вечеринку под открытым небом, приуроченную к Дню молодежи. Мероприятие запомнилось как одно из самых ярких в истории клуба.
— ‘94 год — в клубе проходит костюмированная новогодняя вечеринка. Каждый из рейверов стремится своими руками создать самый сумасшедший образ, используя любые подручные средства. Красные шапочки, принцессы, роботы, динозавры — все сливаются в хаосе на одном танцполе.
— Весной ‘94 года из-за временных проблем с помещением «СOSMOZ-ONE» открывает новую танцевальную площадку «Клетка» в ЦПКиО им. Белоусова. Рейверы захватывают прохожих, и силой ведут на танцы, поливают их водой из пруда, устраивают бассейн в корзине от колеса обозрения, разрывают «Запорожец» на части.
— ‘95 — Посетители «COSMOZ-ONE» получают клубные карты. В клубе проводятся пижамные и тематические вечеринки, техно музыка завоевывает аудиторию и становится массовой.
— ‘98 год — «COSMOZ-ONE» заработал в кинотеатре «Октябрь». Здесь проходит первый «Дешрождения», который собирает на площади перед кинотеатром огромную толпу и дает новый толчок к массовой популярности клубной культуры.
— ’98–’02 года — «COSMOZ-ONE» работает в игровом клубе «Квазар» (бывший кинотеатр «Космос» на ул.Агеева). За время работы на новом месте были организованы клубные экскурсии в столицу, приглашались известные диджеи (в том числе лучшие диджеи Казантипа), работали уличные танцевальные площадки. По городу курсировал трамвай с рекламной надписью клуба. В 2002 году «COSMOZ-ONE» завершает свою работу с окончанием срока аренды помещения.
Параллельно с «COSMOZ-ONE» 12 декабря 1995 года начал свою работу объединенный клуб «Монастырь». Местом его расположения стал центр дополнительного образования на Староникитской в здании бывшего мужского монастыря. Сохранилась купольная система, акустика. Сама атмосфера помещения привлекала своей необычностью и располагала к проведению нестандартных закрытых тусовок.
В основе существования «Монастыря» лежала идея сплочения всех рейверов города. Одержимые одной идеей единомышленники сами принимали участие в создании клуба.
Стройматериалы собирались буквально на улице. Мы ходили по каким-то старым заброшенным местам, искали там то, что было необходимо. Единственное, что мы приобретали — дерево, материалы для постройки сцены. На то, из чего собиралась светотехника изначально — было страшно смотреть. Кто-то что-то находил, и потом это все превращалось в световую аппаратуру. Именно благодаря ребятам, хорошо разбиравшимся в этой теме.
Дмитрий Йонсон, основатель клуба «Монастырь»
В «Монастыре» звучали местные рейв-команды : «DANCE NATION» (Дмитрий Йонсон, Дэн Васильев) и «CRAZY PARTY» во главе с Владимиром Марченко. Диджеи клуба давали возможность ощутить всю палитру красок техно-музыки: от джанга и до хардкора. Цена за вход была минимальной, поэтому любой желающий мог свободно прийти, чтобы выплеснуть свои эмоции на танцполе. Каждая тусовка в «Монастыре» была оригинальной. Проводились тематические вечеринки, отмечались праздники, устраивались выездные дискотеки. Коллективу «Монастыря» удалось также провести первый в истории тульских клубов сейшн для местных рок-групп.
Слухи о клубе распространялись по всему городу. Кто-то говорил, что в «Монастыре» действует религиозная секта, но для настоящих ценителей новой культуры клуб стал «храмом рейверов».
Объединенный клуб «Монастырь» проработал 1 сезон и был вынужден закрыться из-за проблем с арендой помещения. На прощальной тусовке была устроена ритуальная акция, во время которой рейверы в эйфории начали расписывать флаг «DANCE NATION». «Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, А ТЕБЯ, МОНАСТЫРЬ, ПОТОМУ ЧТО ТЫ В ЖИЗНИ МОЕЙ» — гласит памятная надпись, ставшая для многих посетителей «Монастыря» лозунгом юности.
Традиции рейв культуры в городе продолжали клубы С.Т.О. (открылся 23 октября 1998 года в КРК «Премьер») и Сигма (заработал в январе 2002 года на месте клуба С.Т.О.)
В С.Т.О. почти не игрался хардкор. Там был уже более коммерческий хаус, прогрессив-хаус. Это была электронная музыка, но для широкого спектра любителей танцевальной музыки.
Николай Астахов, DJ
Клуб Сигма просуществовал 1 сезон, но именно в Сигме впервые появились элементы новой клубной архитектуры: кальяны, видоизмененные бары, необычные дизайнерские решения. Стены клуба Сигма были обиты искусственным мехом, поэтому вход с зажигалками и жвачками был воспрещен. Чтобы попасть на танцпол, надо было открыть дверь стеклянного ограждения, которое делало звук мощнее. По сравнению с другими клубами города, Сигма каждую неделю приглашал известных исполнителей и устраивал вечеринки.
Политика клуба также позволяет назвать его уникальным. В Сигме проводился жёсткий фейсконтроль, не было единой цены за проходной билет. Существовало 3 возможные цены: максимальная, средняя и минимальная. Когда посетитель приходил в Сигму, на входе ему задавали несколько вопросов, интересовались целями посещения, ожиданиями и по итогам анкетирования давали купон определенного цвета. Каждый купон соответствовал определенной цене.
Начало нового века
К началу 00-х рейв-культура достигла пика своего развития и постепенно стала угасать. Формат клубов перестаёт быть закрытым. Тусовки привлекают все больше посетителей со стороны и становятся массовым видом развлечения. Количество клубов растет. Люди идут в клубы не ради определённой музыки и идеи, а чтобы отдохнуть от повседневности, выпить, потанцевать. Эпоха рейва ушла в прошлое, но навсегда осталась отправной точкой для всей клубной культуры.
В 2002-м уже все находилось на местах, потому что во всей стране, во всем мире сложился пул артистов, стало понятно: кого приглашать, зачем и почему, в каких направлениях играть. Стало больше возможностей. Дмитрий Шевяков (DJ Деш)
16 ноября 2002 года «Сигма» и «Космоз-один» объединяются. Открывается новый хаус-клуб «Сигма-один», расположенный в КРК «Премьер». Два клуба объединили в одном свои лучшие черты и сделали «Сигму-один» одним из самых привлекательных мест для прогрессивной городской молодежи.
Когда открылся клуб «Сигма-один», это уже были не времена нехватки музыки. Все встало на широкие коммерческие рельсы, всех охватила волна посещения клубов по выходным.
Николай Астахов, DJ
Клуб развивал новый формат вечеринок и получил статус развлекательного комплекса. Здесь был ресторан с официантами, кальянная, несколько баров. Музыкальная политика менялась и приобретала массовый коммерческий характер. Со сцены звучали популярные российские коллективы: «Ундервуд», «Netslov», «2H Company», а среди зарубежных исполнителей можно было услышать Jo Mills, Craig Bartlett, Sean O’Neal и др. Проводились масштабные ежемесячные тематические вечеринки, среди которых культовая «Depeche Mode Party»; налаживались контакты с лучшими диджеями Питера и Москвы, появлялись новые таланты города.
«Сигма-один» закрылась в 2007 году в связи с запланированной реконструкцией «Премьера». Реконструкция не состоялась, но на смену «Сигме-один» пришёл лаундж-бар «Табу».
Одновременно с «Сигмой-один» в городе работали и другие известные клубы, такие как «Казанова», «Премьер». Они также пользовались популярностью у широких слоёв населения, каждые выходные собирали более тысячи посетителей, и для многих клабберов стали вторым домом.
С закрытием «Сигмы-один» начинается медленное угасание клубной культуры. Поп-музыка и дискотеки выходят на первый план, меняются музыкальные предпочтения публики. Раньше в клуб приходили для того, чтобы услышать что-то новое, но потребности меняются вместе со временем.
К началу 2007-го уже стали заметны кризисные явления. Российская сцена не давала нужного количества артистов для андеграундной сцены. Довольно сложно сейчас представить какой-то творческий прорыв. Начало 00-х — это хвост прошлого века, а после ничего не происходит»
Дмитрий Шевяков (DJ Деш)
Клуб мечты
Глотком свежего воздуха для ценителей ночной жизни города стал открывшийся в 2011 году клуб «Мята». Над созданием «Мяты» работала опытная команда в составе Дмитрия Шевякова, Сергея Наумова, Андрея Моргунова, Дмитрия Жаданова и Романа Растёгина.
«Мята» — клуб мечты
Дмитрий Шевяков (DJ Деш)
Клуб привлекал посетителей всех возрастов: и молодежь, и тех, кто стоял у истоков зарождения клубной культуры Тулы. Благодаря атмосфере, высокому уровню организации мероприятий, качественному звучанию, современному дизайну и интерьеру «Мята» в кратчайшие сроки завоевала сердца публики и объединила жителей города. Уже спустя год после открытия клуб провел «Мятник» — общегородской пикник.
За свою историю работы в «Мяте» прошло бесчисленное количество вечеринок, концертов, мероприятий. Среди самых ярких — вечеринка на веранде Тарелки в Гостином Дворе, «Мята-бал», на который пройти можно было только по дресс-коду. Тематические праздники, руфтопы, выездные пикники с музыкой, танцами и угощением.
Самое удивительно место, в котором я бывала. «Мята» — дом родной. Мы приходили туда дружить семьями, приходили сбросить проблемы, как к себе домой. Там было уютно в любое время. Это клуб, который не напрягал ничем. Это место, в котором чувствуешь себя среди соратников и друзей.
Анна Найдёнова, завсегдатай вечеринок
11 июля 2015 года в связи с рядом демографических, экономических и культурных факторов клуб «Мята» провел прощальную вечеринку и был вынужден навсегда закрыть свои двери.
В настоящее время клубная культура во всей стране практически полностью исчерпала себя. Смена поколений влечет за собой новые перемены в потребностях и интересах людей, а музыка формируется на основе того, что было придумано ранее и перестает быть движущей силой. Время клубов уходит, но вместо них появляются многочисленные бары, караоке, кальянные. Посетители предпочитают небольшие пространства с дымными кальянами и вкусным меню, где можно посидеть в компании друзей, поболтать, послушать музыку, при желании потанцевать или посмотреть концерт. Альтернативой маленьким площадкам являются крупные залы и открытые места, способные вместить от 1000 человек и более.
Клубная культура Тулы также находится на грани исчезновения. Лидирующие позиции по посещаемости до недавнего времени занимали такие заведения, как Культурный центр Типография, Old Boy Bar / Tochka, Rob Roy Bar и др.
Сможет ли клубная культура восстать с новой силой и завоевать всеобщую любовь? На этот вопрос сможет ответить лишь время.
Фото: Архивы Анны Найдёновой, архивы Дмитрия Шевякова, архивы Николая Астахова, архивы клуба «Монастырь», архивы клуба «COSMOZ-ONE», Сергей Зимин, Павел Чесалин, архивы клуба «Мята»