Московское экстраординарное трио OQJAV не часто баловало поклонников выездными концертами последнюю пару лет. Всё внимание доставалось в основном Москве, Питеру и Екатеринбургу. В Туле группа была аж в 2016 году – ещё в составе с Катей Павловой и Даниилом Шейком. Оба сейчас занимаются сольными проектами.

С тех пор коллектив распался и снова собрался в нечто новое – да, это всё тот же OQJAV, с его танцевальностью, лиричностью и задорностью, но с более разнообразным звучанием, проникновенными фортепианными партиями и музыкальными (а то и текстовыми) экспериментами.

4 апреля трио даёт большой концерт в Москве, а незадолго до этого выступило в Туле в КЦ «Типография». Станок побеседовал с Вадиком Королёвым, Ярославом Тимофеевым и Димой Шугайкиным о том, как рождаются их песни, что станет с российской музыкой в ближайшие 10 лет, что может помешать во время записи на ТВ и стоит ли угощаться коктейлями, если на тебе женское платье.

Беседа автора Станка с ребятами

Все свои

Концерт получился уютный, практически семейный. Народу было не очень много, со столицей не сравнить, зато уж те, кто пришли, точно знали наизусть все альбомы и танцевали все мелодии.

— Тебе, Вадик, хорошо, у тебя микрофон в ухе, а я слышу, как девушка возле сцены рассказывает, что ела на завтрак, — веселится Дима в перерывах между песнями.

Все смеются, но атмосфера, и правда, больше напоминает частную вечеринку или квартирник, чем полноценный концерт. Впрочем, кажется, это всех устраивает. Фанаты наслаждаются внезапной камерностью, артисты – внезапной непринуждённостью.

Станок: Ребят, вы в Туле давно не были. И какое-то время говорили, что устали от больших туров, в основном, концерты были только в очень крупных городах. Это, правда, была усталость или не было подходящих площадок? Ситуация изменилась сейчас?

Дима Шугайкин: У нас был разговор с Алёной (Менеджер группы – Прим.авт), когда мы закончили писать альбом, она сказал: «Давайте не будем запись из концертной части спонсировать, а с дивидендов с дистрибьюции». Мы сказали: «Конечно, давай». И тут же она нам туров понаделала (смеётся).

Вадик Королёв: Ещё была такая ситуация, что не хотелось на месяц уезжать из дома. В этом часто не было смысла, к тому же.

Сейчас да, ситуация поменялась, что-то происходит. Нам удалось удачно скомбинировать несколько городов, а Тула вообще рядом с Москвой. Я долгое время жил в Железнодорожном, туда ехать 40 минут. До Тулы – на поезде всего два часа – почти нет разницы.

OQJAV в Туле

Как вы выбираете, какие именно треки стоит исполнить на том или ином концерте?

В.К.: Сегодня концерт максимально приближен к нашему московскому концерту, когда мы презентовали альбом «Листики-цветочки». Был вариант сделать акустическую программу, которую мы недавно впервые сыграли, но её интересно делать, как что-то вторичное, в тех городах, где уже слышали «оригинал».

Пока акустику сделали только для Москвы, Питера и Екатеринбурга.

— Людям нравятся такие акустические версии? Как вообще проходят эти концерты у вас?

В.К.: Там совсем другая энергетика – что от людей, что от группы. У меня есть второй проект «Королёв Попова», в какой-то момент мы выступали, и так были настроены мониторы, что я услышал, как заурчал мой живот! И мне это понравилось. Я понял, что было так тихо и классно. И захотелось с OQJAV чего-то подобного.

Мне нравится наша акустическая программа, но она состоит из старых песен. А новые песни не хочется менять, так как пока их чувствуешь в том виде, в котором они есть сейчас.

Вадик Королёв

 От вина к песням

 В последнем альбоме вы довольно много экспериментировали с разными стилями. Что-то принципиально новое открыли для себя в процессе из направлений? Что-то с чем захотелось бы работать дальше? И было ли что-то, про что поняли, что вот это вот точно не ваше, попробовали и хватит?

Д. Ш.: Мне кажется, мы не думаем специальными категориями какими-то, мы реализовываем песню так, как она звучит в наших головах.

В.К.: Да, изначально задачи никакой нет. Родилась, например, смешная песенка «Цветочки». И очевидно, что это босанова. Мы не стали стесняться и лепить что-то иное.

Я не представляю, что у нас может выйти концептуально выдержанный в каком-то жанре альбом, так как во мне постоянно ветер перемен, и я не понимаю, как могут быть одноплановые песни. Мне скучно – переключаюсь, опять скучно – снова переключаюсь. Так вот природа распорядилась.

— Несколько песен вышло, записанных вместе с девушками не из группы, сейчас вроде готовятся ещё дуэты, верно? Что это буду за песни и с кем вы хотели бы вместе поработать?

В.К.: В конце месяца грядет выпуск совместной песни с Ниной Карлссон. (На момент публикации интервью песня уже вышла, она называется «Нина». – Прим.авт.) Я познакомился с Ниной, когда у меня уже было предложение по тому, какую песню нам можно было бы записать, но не было второго куплета.

И вот мы познакомились и почему-то вместо того чтобы сразу делать песню, мы год пили вино и стали за это время лучшими друзьями. А потом я вспомнил и сказал ей: «Нина! Мы же хотели песню сделать!» И вот тогда как раз родился второй куплет.

Мы сделали песню вместе с ребятами из группы, хотя Нина, кстати, сама прекрасный композитор. Ну и что-то такое мощное получается, серьёзное, красивое. На контрасте с нашим последним «Толстым котиком».

— А с «Наадей» что-то планируете делать совместное?

В.К.: С Надей мы шапочно дружим, иногда переписываемся, даже как-то говорили о такой возможности – записать песню. Но, по крайней мере я, всегда иду от трека и пока у меня не получилось такой задумки, где можно было бы увидеть точно, что тут определённо должна быть «Наадя». С Ниной вот получилось.

То же самое было с «Цветочками» и Тасей. (Имеется в виду актриса и подруга Вадика Таисия Вилкова – Прим.авт.) Очень мало весёлых людей, я, например, счастливый человек, но не весёлый. А у Таси я услышал какую-то задоринку, искринку в голосе, и было неважно, какая она певица, был ли у неё до этого певческий опыт. Я почувствовал, что она идеально подходит и тембрально окрасит «Цветочки», и мы так и сделали.

Про грим и макияж

— Расскажите про вашу запись на «Культуре»: понравилось сниматься для ТВ? Или живые выступления больше по душе? И было ли сложнее, чем на живых выступлениях?

Ярослав Тимофеев: Было нервно первый раз, даже Вадику, насколько я помню. Такой эфир большой на федеральном канале у нас первый раз. Это было интересно в том плане, что нужно было имитировать состояние концерта, при этом людей было не очень много, и большинство из них – это профессионалы массовки, которые постоянно ходят на такие мероприятия. То есть по энергетике это было скорее изображение настоящего, чем настоящее. А нам нужно было играть всерьёз и на полную.  И всё это вперемешку с диалогами с ведущими. Почти реалити-шоу. Нам понравилось.

В.К.: Да всё было в общем-то по-настоящему, в живую. Единственное бесило, что сильно загримировали. Мне не нравится, что если тебя снимают на камеру, кладут такой большой тон, мне кажется, я так совсем на себя не похож.

— Ваш самый первый концерт в этом году прошел достаточно экстравагантно: кому пришла в голову эта хулиганская идея переодеться в женские платья, и что это вообще за задумка такая была?

Я.Т.: Это Вадику пришло в голову. Мы его сразу поддержали. Этой идеей мы не хотели давать какие-то сигналы, намекать на что-либо. Это ничего не значит и значит всё одновременно.

В.К.: Когда мы играли в Новосибирске, я впервые в жизни посетил травести-шоу, и оно мне совершенно не понравилось. Да, было ново, интересно, но это абсолютно не моя органика. И тогда у меня зародилась идея: как это можно было бы сделать иначе и нежеманно. Я предложил пацанам, но думал, они откажутся, застесняются, но нет, все сразу согласились.

Когда мы с ребятами это обсуждали, мы хотели сделать это без жеманности, без переигрывания, а перевоплотиться по-настоящему. Я, кстати, до этого ни разу в платья не переодевался. Даже в детстве или в шутку.

И вот, когда на тебе это женское платье, женский макияж, причёска – несвойственные тебе вещи, ты, правда, по-другому себя ощущаешь внутренне. Хочется сразу вести себя иначе, даже курить не так. Было ещё вот, что забавно: я после концерта сразу сбежал, а ребята остались, и мужчины угощали их коктейлями.

Д.Ш.: Я долго сопротивлялся.

Дима Шугайкин

В.К.: Акция мне понравилась, но она была разовая. Очень важна была дата концерта – 1 января. Все мы знаем, какие бывают люди в это время: чуть-чуть уставшие, изменённые, на таком хорошем шлейфе, расслабленные. И когда Саша Гагарин из «Сансары» и по совместительству арт-директор «Мумий Тролль Music Bar» предложил нам всю эту историю с 1 января, он начал меня грузить, типа: «Давай, давай, надо что-то такое придумать, надо выпрыгнуть из тыквы». И тогда возникла вся эта идея с переодеваниями.

Инди победит, Крутой – проиграет

— Вопрос к Вадику: как ты решаешь, какие из песен пойдут для Окуджав, а какие для проекта «Королёв Попова»?

В.К.: Да никак, ребятами мы вместе решаем какую песню брать в оборот, какую не брать. Но песни и стихи всегда разные. Просто песни мы делаем всегда с ребятами, а стихи делаем с Женей. (Евгения Попова – аккордеонистка, вторая участница проекта «Королёв Попова». – Прим.авт.) И практически никогда это не пересекается.

— Второй том будет?

В.К.: Я думаю, если будет, то сначала будет что-то прозаическое или значительно позже. Стихи почти не пишу сейчас.

Когда-то в интервью, кажется, Вадик сказал, что Окуджав не ставит перед собой целью собирать большие залы и для вас важнее делать «свою» музыку, нежели что более мейнстримовое, хотя это и могло бы привести в итоге к концерту не в небольшом клубе, а собрать стадион. Это до сих пор актуально?

В.К.: Ну такой вопрос совершенно не стоит. Мы просто не изменяем себе, и если в какой-то момент песня попадет, так сказать, в массовое соприкосновение чуть ярче и активнее, то мы не против, только за. Если нет, то тоже ок, ничего страшного.

Просто странно обижаться на безжалостную судьбину,  что мы не выступаем у Урганта или не собираем Stadium, если мы к этому и не стремимся целенаправленно как-то. Мы просто пишем ту музыку, которая у нас рождается, которую мы хотим писать.

— Какой вы видите российскую сцену через 10 лет?

В.К.: Ну вот пусть Слава ответит, он же у нас музыкальный теоретик.

Я.Т.: Я критик вообще-то. Просто недавно как раз болтали на эту тему, видно, ребята стесняются слова перепутать.

Короче говоря, я думаю, что российская сцена будет, как минимум, такой же живой, как и сейчас, может, даже живее. Хотя видно, что это близко уже к пределу. Инди проекты будут востребованы, за последние пару лет именно они заходят, это такой устойчивый тренд. Это и «Монеточка», и «Пошлая Молли», и Тима Белорусских.

Через 10 лет очевидно, что интернет всё-таки победит телевизор. А ещё лет через пять победит Игоря Крутого и Матвиенко. Самое главное, что через 10 лет у OQJAV выйдет следующий альбом, и он будет называться либо «Пестики-тычинки», либо «Сиси-писи».

Вот что-то из этого, такие прогнозы.

Ярослав Тимофеев

— Читатели интересуются: как вы подбираете фразы, которые потом идут на мерч?

В.К.: у нас есть Лара, которая занимается мерчем, мы не сами его выдумываем. Также она работает с другими, дружественными нам группами – Ева Краузе, «Обе Две» и т.д. И она в материале, предлагает нам идеи – мы иногда можем что-то упустить, а она как бы человек со стороны и может подсказать то, что мы не заметим.

Я люблю разные лаконизмы, когда у одного слова, фразы может быть много смысла. Например, надпись на наших футболках «Согрешим» из «Романса» – это что имелось в виду: вопрос, предложение или утверждение? Сложно сказать. И в то же время, у Круга уже такое было, про «согрешим». В общем, выходит интересно.

Ну и свежее весеннее: на обложку песни про грустного котика попал кот Пломбир. Кто этот герой и за что ему выпала такая честь?

В.К.: У нас был конкурс. Я сделал пост в фейсбуке, написал ребятам, что близится выход песни, и мы хотим кота на обложку. Нужен толстый кот. И люди просто стали присылать нам полно фотографий  котов. Я сам, скорее собачник, чем котолюб, но против их обаяния устоять сложно.

В общем, котов прислали столько, что где-то ещё вешать объявление было ни к чему. У меня глаза разбежались: и этот такой красивый, и тот такой классный. И мы путём голосования в группе определили несколько победителей из ленты. Диме нравился чуть больше кот Солёный, чем Пломбир, а нам со Славой гораздо больше нравился Пломбир, чем остальные. И вообще мы старше, поэтому Пломбир победил.

У нас вообще все решения принимаются коллегиально, мы всегда голосуем, если есть необходимость.

— А главный кто в группе?

Д.Ш.: Вообще Алёна главная.

В.К.: В творческих вопросах, так складывается, что всегда инициатор я, я приношу песню, а потом мы вместе её доделываем. Есть у нас и неприкаянная Димина музыка, кстати, которая мне очень нравится.

Д.Ш.: Это те 12 демок.

В.К.: Да, они. Я очень прошу Диму их не отдавать никому, потому что у него ещё миллион проектов, как у Славы – миллион лекций, но руки никак до них не доходят.

В какой-то момент мы используем наработки Димины. Так было, к примеру, с «Листиками» или «Солнышко не греет».

И я всё жду, когда Слава сыграет пронзительную мелодию для песни, что это с него началось. И вот где-то год он собирается с мыслями. Поскольку я знаю, как Слава музыкально мыслит, и я его не тороплю. Надеюсь, что это не лень, и лет через 10 как раз и будет готов максимальный шедевр.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.