С 22 марта по 19 апреля тульский Центр поддержки предпринимательства проводил сбор заявок на открытый конкурс для туляков на разработку фирменного стиля Тулы. Согласно положению, задачи конкурса — найти решение по фирстилю Тульской области и вовлечь в этот процесс творческий потенциал туляков. Мы такие вещи любим, однажды сами, при поддержке Дептранса Москвы и Минтранса Тульской области, проводили дизайн-конкурс на тульскую карту «Тройка», поэтому просто обязаны были в этом поучаствовать. К тому же, был обозначен непривычно высокий призовой фонд — 1 миллион рублей для победителя. Что из этого получилось — читайте ниже.

Конкурсы — не замена найму исполнителя?

Во всех конкурсных историях важно понимать одно — они не могут заменить предоплаченную и предсказуемую работу профессионалов. Это касается всех участников процесса. Организатор не может быть уверен, что из многообразия присланных работ найдется тот бриллиант, благодаря которому можно будет сказать: «ну вот, всё это было не зря!». Аналогично ситуация обстоит и с конкурсантом. Чтобы качественно поучаствовать в подобных конкурсах нужно 2 составляющие — а) компетенции, б) время. Как правило, если у тебя много времени и ты не разрываешься между текущими заказами, то, вероятно, ты не самый востребованный дизайнер. Поэтому ввязаться в авантюру по разработке фирменного стиля региона за 3 недели, а это вообще-то серьезное дело, может позволить себе далеко не каждый. Это коснулось и нас. Где-то результат нам понравился, где-то мы не докрутили и хотели бы вернуться к доработке в уже более спокойной атмосфере. Но конкурс есть конкурс.

Логотип

Одним из важных условий конкурса было учесть исторический контекст региона. Ключевая сложность при работе с историчностью — не скатиться в провинциальную «лубочность», которая сильно дешевит итоговый продукт. В итоге, мы нашли достаточно очевидное, но не слишком бьющее в лоб решение. Если хочешь что-то спрятать, спрячь это на самом видном месте.

Логотип отражает прошлое и настоящее Тульской области. Прошлое заключено в начертании букв Л и А, образующих «ласточкин хвост» тульского кремля. Тула всегда была крепостью, щитом и мечом России. В целом же, логотип выполнен строго и лаконично в виде леттеринга, что характерно для технологических и промышленных брендов. Это отсылка к индустриальному настоящему региона.

текст из презентации проекта

Работать приходилось в условиях жесткого дефицита времени. Выкроить за 3 недели достаточное количество свободных дней для работы над проектом оказалось не так-то просто.

Сначала пытались выстраивать образы вокруг производственной темы, деталей, искр от удара молотом по наковальне в виде треугольников (привет Левше и айдентике Новогодней столицы России 2018/19), но всё это не давало простого и лаконичного образа, с которым было бы удобно работать в дальнейшем. В итоге мы остановились на дизайне леттеринга «Тула». Для удобства работы с разными поверхностями, также был разработан двухстрочный вариант логотипа, который удобно вписывается в квадрат.

Бывают ли слоганы нормальными?

Казалось бы, придумать слоган — проще простого. Но на деле, создать короткую фразу, которая не была бы пафосно пустой, и при этом отражала бы настроение региона — достаточно сложно. Например, студия Лебедева при разработке фирстиля Суздали использовала слоган «Тысячелетняя история». Красиво? Учитывая, что в 2024 году городу исполнилось 1000 лет — очень. Но реальность заключается в том, что Суздаль не входит даже в десятку самых старинных городов России, поэтому аппеляция к возрасту в долгосрочной перспективе не очень уместна.

В 2013 году разработка фирменного стиля Тульской области выстраивалась вокруг слогана «Здесь все гениально и просто». Сложно назвать его учитывающим исторический и региональный контекст, правда? А вот в 2015 году у Москвы был слоган «Не просто город». Все эти примеры — доказательства того, что найти ёмкий и интересный слоган для города или региона весьма непросто. И здесь мы пошли на риск.

Мы часто слышим от своих друзей из Москвы и других регионов, что туляки — достаточно суровые по характеру по сравнению с другими жителями центральной России. Если это действительно так, то у этого много исторических предпосылок. В итоге, слоган получился слегка провокационным, но как нам показалось, очень тульским.

Слоган: Строго с любовью

Его выбор обусловлен рядом отсылок:

– По мнению многих людей, туляки отличаются строгим нравом. Это объясняется оборонно-промышленным характером региона, который сложился столетия назад. Мы посчитали строгость важным элементом как в логотипе, так и в слогане. Мы не стыдимся этого, а уважаем свои историю и нрав.

– Ежегодно регион посещают более 2 млн туристов. В данном контексте «строго с любовью» означает теплый приём, который регион может оказать гостям. Это позволяет использовать айдентику в туристическом позиционировании.

– Тула всегда стояла на защите рубежей Москвы и России в целом. Исторически сложилось, что каждый раз, ступая на тульскую землю, враг терпел неудачу: от куликовской битвы до плана Барбаросса. В этом контексте, слоган – саркастическое напутствие о том, что врагам лучше не появляться в Туле, а приходить «строго с любовью».

– В контексте въездного туризма, «строго с любовью» – отсылка на популярную фразу «Из России с любовью», ставшую культовой после выхода 2 части Джеймса Бонда (1963г).

текст презентации проекта

Палитра

Разумеется, мы не могли обойтись без красного и желтого, на которых построен герб Тулы и Тульской области. На основе них и подбиралась общая цветовая палитра.

Паттерны

Чем в широком смысле известна Тула? Пряниками, самоварами, гармошками и оружием. Последнее — не самый удачный образ для широкого позиционирования, а вот первые три пункта, на наш взгляд, порядком надоели многим тулякам, потому что используют их обычно очень не стильно. Привет маскоту тульского МЧС и различным фанерным конструкциям на территории Тульского кремля. Отказаться от тульских брендов совсем? Тогда бы пропал огромный пласт историчности. Поэтому в очевидных образах мы решили искать неочевидные решения.

Из тульской гармони мы забрали расположение клавиш, из самовара «Тула» — графический элемент ручки на кранике, а из тульского пряника — четырехлистный цветок, которыми не всегда, но достаточно часто украшают продукцию. При этом, форма этих элементов позволяет использовать их вместе для создания на их основе дополнительных паттернов:

Использование на носителях

Это какое-то маскотство

Самым сложным и неоднозначным для нас оказалось создание маскота. Родина культуры маскотов — Япония. Там они есть у практически любой компании. В России же эта культура прижилась не так хорошо. Обычно маскоты бывают у крупных спортивных событий вроде сочинской олимпиады, были популярны у коммерческих компаний в 90-х и нулевых, но сейчас не являются неотъемлемым атрибутом бренда. Лучше посмотреть про это ролик у Димы Суендука. Иногда локальные маскоты в силу разных причин становятся глобальными мемами. Например, Тульский пряник МЧС.

Будем честны, маскотом мы занимались уже в самом конце, поэтому не смогли уделить ему много внимания. Но мы решили не изобретать велосипед. Поскольку обычно маскотами становятся животные, мы решили взять существо, которое уже по праву не первый год является маскотом Тулы — памятник Тёще у тульского экзотариума, который жители города наряжают по праздникам. Но поскольку это слишком локальный прикол, мы решили немного переработать имя и по созвучию назвать её — Тоша. К тому же, весьма удачно, что Тоша, как и Тула, начинается на Т. Видно, как Тоша выбивается из общей стилистики проекта, правда?

Понравилось ли нам?

Проведение подобных конкурсов — однозначно хорошо. Единственное, нам не хватило времени на проработку всех деталей проекта и поиск необходимых метафор. Но сложно упрекать за это организаторов. Поиск времени на сторонние проекты с негарантированной пользой — всегда баланс отведенного времени, мотивации участников и привычки делать всё в последний момент. Скорее всего, мы «докрутим» этот проект позднее, когда на это появится достаточно времени.

Так выглядели наши скетчи за полтора часа созвона для брейншторма:

Над проектом работали:
Алиса Игнатьева
Даниил Бессонов

Отдельная благодарность Алексею Пирязеву за разрешение на использование его фото города при разработке макетов



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.