Ростислав Лозинский
История Тульского историко-архитектурного музея начинается с церкви. 27 августа 1968 года священнослужитель Ростислав Романович Лозинский переезжает из Костромской области в Венёв. Он был «неудобным» священником, поэтому его часто переводили из одного региона в другой. «Частые переводы уполномоченным из одного прихода в другой и болезнь жены побудили перейти в августе 1968 г. в Тульскую епархию» — так писал об этих событиях сам отец Ростислав. Сначала он служит настоятелем храма св. Иоанна Предтечи города Венёва Тульской области, с 1 февраля 1969 года – настоятелем храма Двенадцати Апостолов в Туле. Но его церковная служба быстро подходит к концу, в 1974, всего через 5 лет после переезда в Тулу, он уходит в мир. Но, несмотря на это, Лозинский продолжает интересоваться историей храмов, кладбищ и духовных мест.
В середине 1980-х годов городские власти решают ликвидировать Всесвятское кладбище Тулы. Оно было создано в 1771 году по указу Сената для захоронения погибших во время эпидемии московской чумы. Тогда его территория была окраиной города, ведь подобные места необходимо было располагать за городом, но с годами застройка расширялась, пока полностью не окружила кладбище. На нём было захоронено множество известных людей, включая Петра Белоусова (санитарный врач и основатель парка), Николая Белобородова (создатель русской хроматической гармони), членов семьи Баташевых, Ваныкиных и многих других.
Отец Ростислав, несогласный с такими планами по уничтожению кладбища, организовывает общественное движение «Тульский Некрополь», которому удаётся отбить кладбище. После этого, движение начинает заниматься восстановлением и очисткой памятников, благоустройством кладбища. Он ушёл из жизни 7 апреля 1994, став первым священнослужителем — почётным гражданином Тулы, и человеком, благодаря которому движение переродилось в музей «Тульский Некрополь». В честь него названа одна из улиц Тулы.
Ростислав Романович был человеком другой культуры, старой, не советской. И в нём поражало то, что он был постоянно, ровно и искренне доброжелателен. Он всегда относился к любому из нас, смотрел, разговаривал, с добром. Мы были непривыкшие к такому. Несмотря на существенную разницу в возрасте, он не пытался никого воспитывать. Общение с ним было удивительно приятным, оно стимулировало к работе над собой.
Ирина Ковшарь. Первый директор музея.
Музей «Тульский Некрополь»
Как музей, «Тульский некрополь» начал своё существование в 1998 году, спустя 4 года после смерти Ростислава Лозинского. Институция стала первым в России историко-архитектурным и ландшафтным музеем, посвященным сохранению кладбищ. Одним из важных направлений его деятельности была организация волонтёрских субботников на Всесвятском кладбище. Кроме него, музей занимался сохранением и восстановлением Дмитровского (Пролетарский район) и Спасского (Зареченский район) кладбищ. Музей занимался выявлением, изучением и попытками сохранения исторической ценности, которую несут в себе захоронения. Другой важной задачей было привитие культуры уважения к таким местам со стороны местных жителей.
Помимо отца Ростислава, у его истоков стояли Ирина Ковшарь (первый директор музея), археолог Роман Клянин и журналист-краевед Ольга Подъемщикова.
Всесвятское кладбище уникально тем, что на нём сохранились тысячи, может быть десятки тысяч надгробных памятников 18-19 века, которые обладают высочайшими художественными качествами. А я – искусствовед. Если существует такое значимое явление, его нужно изучать, чем я и занимаюсь.
Ирина Ковшарь, первый директор музея
В 2012 году «Тульский Некрополь» получил на баланс два новых помещения на проспекте Ленина, которые сейчас известны как «Дом Белявского» и «Дом крафта». А в 2013 году музей переименовывают в Тульский историко-архитектурный музей (ТИАМ). Движение по сохранению и восстановлению кладбищ становится самостоятельным проектом, который называют «Тульский некрополитен». Им и по сей день руководит первый директор музея Ирина Ковшарь.
ТИАМ
Получив новые площади, ТИАМ постепенно расширяет направленность своего музея. В одном здании появляется «Старая тульская аптека». Здание на проспекте Ленина 27 — исторический особняк, в котором в 1884 году Фердинанд Белявский открывает свою аптеку, которая быстро приобретает широкую известность, как одна из лучших в Российской Империи. ТИАМ воссоздаёт в этом здании атмосферу аптеки времён царской России. Внутри рассказывают как об аптечном деле, так и о парфюмерии. А еще проводят мастер-классы, на которых можно создать собственный аромат.
В доме Крафта располагают выставочные пространства. Здесь проводят экспозиции по плакату, типографике, фотографии, лекции и многое другое. Отдельно стоит отметить, что каждый год здесь происходит выставка плакатов международного биеннале «Золотая пчела». Тульской молодежи это место хорошо известно, как одно из самых неординарных выставочных пространств города.
Флигель и Картонная ночь
Эта часть истории музея началась с появления в проекте Антона Осеннего. В 2012 году он проводит первый кинопоказ: кто-то приходит с гитарой, кто-то в дурацких картонных шапках. Картонной ночь называют, потому что никто не планировал делать из этого что-то капитальное.
С 2013 года на тот момент руководитель музея Александр Аладин разрешает использовать заброшенный флигель музея для проведения мероприятий. Антон с друзьями сами проводят туда электричество, начинают проводить лекции, кинопоказы, небольшие выставки, концерты. А раз в год Флигель вылезал из своей коморки на территорию всего ТИАМа и устраивал Картонную ночь. Фестиваль быстро разрастается в крупное городское мероприятие.
С 2013 по 2018 год Картонная ночь начинает проходить ежегодно, на ней показывают кино, проводят концерты, делятся творчеством молодых художников и просто весело проводят время. В остальное время проходят небольшие ивенты во флигеле.
Помимо Антона, в проекте активно участвовали Паша Красный, Павел Платонов, Даниил Потапов, Дмитрий Ерохин, Даша Самойлова, Ваня Евсеев, Полина Сарнацкая, другом проекта был Дима Сыендук.
На самом деле, удивительно, как такой проект так долго прожил. Ведь в стенах Флигеля проходили и необычные по меркам обычного музея концерты. Помню, как Паша Красный подошел ко мне и сказал: «а давай сделаем гиг*». Я сначала сомневался, но всё же, под мою ответственность, мы стали проводить концерты. Руководство музея давало нам волю.
Антон Осенний
*гиг — концерт на слэнге
В 2018 году проект закрылся, но многие его участники продолжили творческую деятельность:
Антон Осенний открыл собственный бар в Туле, который сейчас носит название Флигель. Полина Сарнацкая до недавнего времени была арт-директором Типографии. Ваня Евсеев стал работать на фестивалях AWAZ, Moscow Music Week, Боль, делал в Москве бар «Проходка».
Картонная ночь стала основополагающим мероприятием в моей жизни. Без него я бы не узнал про Флигель, не стал бы частью команды и не начал делать свои первые ивенты. Без него я бы не занимался тем, чем занимаюсь сейчас.
Иван Евсеев
Причиной закрытия Картонной ночи стала сама его концепция и неизбежный успех. Событие задумывалось как мероприятие для своих с современными художниками и инди-музыкой. Но с годами фестиваль рос, увеличивалось участие музея, из-за роста числа посетителей возникали новые ограничения и необходимость создавать контент для новых групп аудитории. Музей стал принимать значительное участие с кино-программе и организации, а Флигель занимался музыкальной и художественной программами. Пока команда Флигеля хотела продолжать делать то, что любят, музей видел необходимость внедрения семейного и детского контента. В итоге, после проведения Картонной ночи в 2018 году, было обоюдно решено, что пути Флигеля и ТИАМа расходятся.
Cartoon’ная ночь
После ухода ребят из Флигеля в другие проекты, ТИАМ решает переосмыслить идею молодежного фестиваля. Но, чтобы не ругаться из-за названия, новому событию дают другое имя. Cartoon’ная ночь — это фестиваль отечественной авторской анимации, который проходил с 2019 по 2021 год. На мероприятии открывали тематическую выставку художников-аниматоров, смотрели авторские мультфильмы, общались, рисовали и пили кофе. Куратором фестиваля стала Надежда Свирская: она лично отбирала огромное количество отечественной 3-5 минутной анимации, составляя её в большую 3-часовую программу. Появились отдельные дневные (детские) и вечерние (взрослые) программы.
В 2023 году фестиваль был возобновлён после перерыва. В прошлом году он проходил в 2 этапа: с 15 по 28 мая и с 5 по 17 июня.
Одним из тех, кто застал оба фестиваля, был pr-менеджер ТИАМа (на тот момент) Никита Бурлаков. Он говорит, что оба мероприятия были классными и запоминающимися, но просто разными. А ещё он с большой теплотой вспоминает время работы в ТИАМе:
ТИАМ очень мощно на меня повлиял. Я много чего узнал и много чему научился, познакомился с огромным количеством людей. Это очень большой кирпичик в развитии меня как человека и как профессионала. Это очень значимая страница в моей жизни, и к этом воспоминаниям я отношусь с большим трепетом.
Никита Бурлаков, бывший PR-менеджер ТИАМ
ТИАМ сейчас
Сегодня ТИАМ продолжает свою важную просветительскую функцию, проводит лекции, выставки, мастер классы, выпускает путеводители. В 2023 году открылся проект «Подумать только. Книжный в ТИАМе». Это магазин в формате независимого книжного, через который музей расширяет своё влияние на город. Он открылся на месте независимого книжного «Свидетель» Ирины Рочевой. А еще у музея появился филиал на улице Металлистов, который назвали «Нимфозориум».
ТИАМ — это музей, созданный благодаря священнослужителю, поддерживаемый городом, ставший одной из самых интересных и необычных культурных институций Тулы.
Этот и другие материалы создаются только благодаря вам. Поддержать Станок и его авторов можно здесь