Что такое проект «Станок»? Чем он занимается? Кто его команда и участники? Как он появился в городе и к чему движется? В этом материале вы найдете самые разные взгляды на проект.
17 октября 2017 года проект начинает свою деятельность с паблика Вконтакте, 7 января 2018 года у проекта появляется сайт. Изначально статьи для медиа-проекта были посвящены приезжающим музыкантам. Постепенно появлялись материалы, которые рассказывали о других сторонах жизни в городе. Проект не устанавливал жестких рамок для тем, авторы-участники могли выбрать то о чем им интересно рассказать и опубликовать свой материал в паблике и на сайте проекта.
Со временем начали появляться статьи на социальную тематику, такие как транспорт города Тулы. Впоследствии, весной 2019 года Даниил Бессонов выпустил видео в котором он рассказывает о социальной акции «Билет за эмоции».
После того как социальная акция стартовала и начала набирать обороты, Даниил Бессонов принимает решение, что теперь это не только СМИ. Теперь это проект направленный на людей, которому требуются не только журналисты, но и неравнодушные люди, которые хотят вместе улучшить город.
21 апреля становится моментом перехода от городского медиа, к проекту, который решает собрать вокруг себя неравнодушных людей. Продолжают выходить новые публикации, к проекту присоединяются новые лица.
9 июня выходит видео, в котором рассказывается, что более 300 человек приняли участие, более 13 тысяч билетов принесли участники акции, чтобы обменять билеты транспорта на событийный билет.
Итоги акции не были озвучены публично. Чем же все закончилось? Сколько в итоге людей получило билет на эмоцию? Какая судьба постигла тех, кто приносил рулонами билеты на транспорт? Довольны ли люди акцией? Довольны ли авторы проекта?
Команда Станка
Во время сбора информации для статьи, никто не смог уверенно назвать себя участником проекта. Проект на данный момент похож на тайное общество из произведения «Бойцовский клуб». Опрошенные участники успешно выполняют первые два правила клуба — никому и никогда не рассказывают о нем. Но в чём кроется причина? Они не осознают своей причастности, не понимают, что такое Станок или попросту скрывают это?
Один из участников (или не участников) говорит о проекте так:
Станок — это самоорганизующееся стадо
Как появился Станок?
Свою социальную жизнь я начал с Культурного центра Типография, за что ему благодарен. Одним из первых концертов в Типографии было выступление группы Parks, Squares and Alleys. Для широкой аудитории это, пожалуй, неизвестный коллектив. Зато один из любимых для моей подруги со школьной парты. Узнав, что Парки приезжают в Тулу, я пообещал подруге познакомить их. И только после этого начал думать, как это осуществить. Ответ нашелся быстро – сделать интервью, и провести её с собой. Схема была простой, подруга, так как хорошо знает группу, помогла мне подготовиться к интервью, я же познакомил её с Сергеем Хавро — лидером группы.
Мы выложили интервью и получили неожиданный фидбек в духе: «Такого медиа очень давно не хватало в Туле!». Спрос родил предложение.
Поэтому правда в том, что Станок появился случайно. Хоть я и думал о создании медиа довольно долго. А еще в том, что не обязательно быть медиа в словарном смысле этого слова, чтобы тебя им считали.
Придумал песню, если нравится — записываю, если не нравится — не записываю. Но я понял, что у всего, что я делаю, есть идея.
Цитата из интервью, группы Parks, Squares and Alleys
Как появились первые авторы? Откуда появились люди, которые начали публиковать свой материал, как ты их нашел?
До появления Станка мы общались с Артемом Барановым (один из основателей КЦ «Типография») о том, что в Туле нужно медиа нового формата. Поэтому, когда появились первые материалы, я пришел к Артему и сказал: «Если ты хочешь делать медиа, то нам придется работать вместе, либо делать конкурирующие проекты». Мы выбрали первое.
Первых авторов мы набрали из Типографии. Там всегда было и остается много неравнодушных людей. Они тоже понимали, что Туле нужен другой формат медиа. Кто-то считал, что оно должно быть противовесом Myslo и прочим. Кто-то, что нужно не драться, а дополнять.
На тот момент в проекте было около 14 участников и вы писали статьи про музыку, театр и многие другие вещи, но потом появились статьи про общественный транспорт города и акция «Билет на эмоции». Расскажи почему медиа занялось социальной акцией?
Здесь надо понимать, что кто-то из авторов за все время написал 1 статью, кто-то писал регулярно. Поэтому цифры о численности «штата» не в полной мере отражают действительность.
В Туле достаточно медиа, которые дают журналистам редзадания. Хотелось сделать площадку, которая ориентируется на автора. Поэтому авторы сами выбирали темы по душе. Я ведь большую часть времени не платил деньги за статьи. У меня не было права навязывать тему. Социальными акциями мы начали заниматься, потому что я понял беспомощность небольшого локального медиа в чистом виде. Нужно было искать дополнительные инструменты развития.
Дай точное определение проекта Станок, как автор проекта и как человек, который руководит им.
Станок — всё еще дрейфующее нечто. Это моё упущение, но есть и плюсы. Благодаря этому он может перестраиваться в зависимости от задачи. Вот какая цель у швейцарского ножа? Примерно такая же и у Станка, выполнять максимум функций на базе одного объекта. А какие функции должны остаться, а какие отвергнуты, должен решать человек, который на него подписан. Именно люди оплачивают этот проект своим вниманием, а кто-то и рублём. Но многие говорят мне, что нужно брать всё в свои руки, потому что аудитория может не понимать, чего на самом деле хочет. Очень сложно искать баланс между играми в демократию и авторитаризм.
Какими направлениями в настоящий момент занимается Станок и почему он может быть интересен жителям города?
Все направления Станка так или иначе связаны с медиа-средой.
Есть обновленный проект работы с независимыми авторами. Он начнёт полноценную работу с 1 ноября. Человек может писать на вольную тему в рамках условий конкурса и получить возможность выиграть за это деньги и другие приятности. Важно понимать, что задача создать издание, в котором люди бы писали по принципу «если повезет — получу деньги, если не повезет — хоть в кино схожу бесплатно» не стоит. Это именно спецпроект, который может быть представлен 5 статьями в месяц. Главное, чтобы в них были заложены какие-то смыслы.
Второе, это так называемое «Объединение Станок». Которое, на самом деле, сложно назвать объединением. Всё это очень условно. По сути, это наши товарищи, которые делают важные и нужные городу вещи, а мы помогаем их продвинуть.
Я бы хотел, чтобы первый проект стал самостоятельным организмом, в котором есть отношения автор – читатель. А Станок бы осуществлял коммуникацию этих групп и не пропускал откровенную шляпу.
В случае с важными, на мой взгляд, проектами, о которых мы стараемся рассказывать. Это нужно для города. В этом есть и мой корыстный интерес, репутационный.
Если человек захочет помочь или присоединиться к проекту, что ему нужно сделать, кроме личного собеседования? Кто нужен в настоящий момент в проекте, каких кадров не хватает?
Вы можете писать статьи в рамках конкурса и рассказывать о важном. Если вы сами создаете важное, расскажите нам о себе. Мы с радостью поддержим. Если вы полны идей, но не все можете реализовать, поделитесь ими с нами. Давайте попробуем вместе. Как я и говорил, Станок подвижен в плане функций.
Если вам просто нравится, что мы делаем, поддержите вниманием, лайком. Можете также поддержать нас рублем. Мнение человека, готового отдать копеечку в наш проект крайне важно для нас. Мы будем советоваться, вместе решать куда идти дальше. К одному из постов однажды оставили комментарий, я прекрасно помню, кто его оставил, но это сейчас не важно. Человек написал:
Возможно, хоть тут у нас получится гражданское общество в отдельно взятом пространстве.
Вот чего я хочу на самом деле. Но как это сделать? С чего начать? Нужно ли это вообще? Мы начали с медиа, потом добавили социальные проекты. Сейчас добавляем опросы общественного мнения.
Станок равно Даниил Бессонов? Или это нечто большее, как идея и ее реализация?
Если вы пролистаете Станок, то увидите, что был только один момент, когда меня в нём было много. Когда мы запускали Городские реновации. Потому что я воспользовался медиа ресурсом Станка, чтобы продвинуть другой, как мне кажется, небезнадежный проект. Хоть он изначально и не мой. Во всех остальных случаях, Станок рассказывал о ком угодно, только не обо мне. Поэтому Станок не равно Даниил Бессонов. Мало того, в Станке, как медиа, меня почти не должно быть.
О системе поддержки в Станке
В январе на площадке Patreon Станок создал страницу для сбора средств, на развитие проекта. Страница бездействовала до марта, в марте была запущена более публично. При данном краудфандинге, человек может выбрать сумму, которая будет списываться ежемесячно для поддержки проекта, пока человек не отпишется. После вычета налога, денежная сумма переходит к автору, это происходит в начале каждого месяца.
Для тех, кто поддерживает проект, Станок обещал бонусы подписчикам. Принцип таков — чем больше подписчиков, тем больше бонусов предлагает Станок. В целом сам ресурс дает возможность выбрать автору с какой суммы открывается материал. Есть разница в уровнях доступа. В ходе реализации подписчиков было не очень много. Данный ресурс не был широко анонсирован.
Через некоторое время ресурс был заброшен, там ничего не публиковалось. Со стороны команды ничего не делалось, чтобы материала было больше. Почему подписчики оставались, а не уходили?
В октябре года проект перешел на новую платформу Boosty . Там по-прежнему нет публикаций на момент написание статьи. Однако подписка даёт доступ к секретному Telegram-чату и ряду других привилегий.
Возможно, Станку не хватает человека, который будет публиковать новости о проекте, чтобы другие люди могли следить за происходящим.
Мнение людей о Станке
Дмитрий Шестопалов (бывший участник команды, студент-журналист).
В настоящий момент ты участник проекта Станок?
Нет. Я не сотрудничаю со Станком уже где-то полгода или около того.
Когда ты принимал участие в проекте, чем ты занимался?
В большинстве своём, я делал разного рода интервью: деловые, музыкальные, были, конечно же, и репортажи. В общем, обычная себе работа корреспондента.
Почему ты в настоящий момент не сотрудничаешь с ними? Раз ты был корреспондентом, почему свой новый материал не предлагаешь например им?
Станок меняется. Хорошо это или нет, покажет время. Станок сейчас, на мой взгляд, несёт в себе больше регулятивную функцию, нежели культурно-просветительную. Предлагать материалы? Если ты говоришь о готовых, то это сложно. То есть, площадки и люди хотят заранее знать, где будет опубликован материал. Да и самому «Станку» сейчас это вряд ли интересно. Сейчас я вижу «Станок» не как СМИ, а как социальный проект.
Раннее Даниил Бессонов в своем видео говорил, что Станок теперь не только медиа, но и проект, который будет заниматься социальными вещами. Поэтому ты стал меньше сотрудничать с ними?
Отчасти. На мой взгляд, социальные проекты должны быть отдельно от уже устоявшегося формата.
Сейчас Станок заявил о денежном гонораре на конкурсной основе, что ты думаешь по этому поводу, интересно ли молодым автором участвовать в этом?
Смотря кого мы берём за определение «молодые авторы». Это очень крутой стимул для новичков, которым нужны такие конкурсы, чтобы показать себя. А вот если брать планку для людей в профессии. Что такое хороший материал? Грамотный? Ну да. Интересный? Это субъективно. Хорошо свёрстанный? Ну, в таком случае, если человек, который более или менее умеет хорошо работать с текстом, напишет условный лонгрид с медиа-вставками и прочим, он может его продать за сумму не меньше.
А вообще, очень мало условий. Условный Вася сдаст обычный вордовский файл. А у Пети есть друг видеограф и дизайнер, который сверстает и сделает вставки, как их одинаково оценивать?
В данном конкурсе о котором мы говорим, как я понимаю из описания, сами люди оценивают материал, т.е прочитали скажем статью или видео посмотрели и после этого выставляют свою субъективную оценку материала. Ты считаешь это не правильным? Нужны критерии и своего рода жюри, которое это будет оценивать?
Безусловно. Нужно понимать, что у людей абсолютно разные уровни образования, надо учитывать возрастную категорию, образование и прочее. Возможно ввести для более подготовленных людей лишние критерии.
Если бы ты был на месте руководителя проекта по медиа в Станке, чтобы было сделано в первую очередь?
Первым делом — набрать авторов, постоянных. Найти компромисс по условиям. Всегда можно платить, если не деньгами, то разного рода «плюшками». Возможно, интерактив с читателями — живой. То есть показать, что Станок — это не обезличенный ресурс из алгоритмов и букв, а конкретные люди, которые ходят рядом с тобой. Это делает СМИ действительно городским и ты ощущаешь себя ближе ко всему процессу. Вот например, люди, с которыми я так или иначе контактирую знают, чем я занимаюсь и с некоторым опытом пришло то, что люди просто подходят ко мне и спрашивают? не хотел бы я сделать тот или иной материал. Им пофигу в какой редакции я работаю, просто их что-то волнует и они знают человека, который может помочь им об этом рассказать. В станке были журналисты, лингвисты, которые месяцами живут в других странах, классные фотографы, был парень, который писал шикарные интервью, а по основному профилю он — врач. Ты мог пить с этими людьми в баре и даже не знать их в лицо, но читать их материалы. На мой взгляд, главное, что есть у Станка — это люди, и его история, которая складывается из этих людей.
Саша Миндрин (видео-заставки в проекте Станок)
В настоящий момент тебя можно назвать участником Станка?
Думаю, что нет. Ну по крайней мере я ничего не знаю про своё участие.
Чем ты занимался в проекте раньше?
Сделал несколько анимационных штук (одну заставку точно), возможно, что-то ещё. Не помню.
Ты просто помогаешь, когда тебя просят, и поэтому назвать себя участником не можешь, верно?
Я помогаю, если мне интересно, плюс для станка я что-то делал за деньги, может и символические, но все же. Если предложат мне поучаствовать в чем-то, что мне не интересно, я скорее всего откажусь. Я не могу назвать себя участником, потому что не понимаю, что значит быть участником Станка.
На месте руководителя проекта Станок, чтобы ты сделал, чтобы было более понятно, что вообще происходит, и что это за проект?
Я не понимаю, какая у этого идея. Было понятно когда это было просто СМИ. Сейчас мне ничего не понятно. Сделать город лучше? Я не понимаю как это делает Станок. Делает полезные проекты? Наверное, да. Но мне все равно не понятно, кто участники, какая роль инвесторов и государственных структур и прочего. Как это все работает? Если бы мне показали концепцию, я бы тогда понял что и как. Сейчас для меня это выглядит как какие-то мои знакомые делают какие-то проекты. Наверное, это круто.
Юлия Абысова (помощник проекта Станок)
Что такое Станок для тебя?
Люди. Думаю, это люди которые не только хотят сделать город лучше, но и делают его таковым. Так же это еще и люди, которые не боятся рассказать, о том что происходит в городе по их мнению, рассказывают волнующем или о чем-то любимом, о чем-то важном. Думаю, это люди способные изменить город в лучшую сторону, тем что они неравнодушны.
В настоящий момент ты являешься участником проекта Станок?
Делаю ли я что-то для Станка — скорее нет, чем да. Являюсь ли я интересным человеком про которого будет снято видео или взято интервью — скорее нет, чем да. Помогаю ли я в организации чего-либо или созданию — не думаю. Порой кажется, что я больше составляю компанию. Критикую ли я визуальную составляющую увиденного, до того как его увидят — да, бывает.
Ты выступаешь в роли обратной связи в процессе обсуждения визуальных вещей?
Да, бывает.
Как давно ты составляешь компанию в проекте Станок?
Сложный, вопрос, я не знаю. Я больше отношусь к Городским реновациям из-за специфики своей деятельности.
Ты хочешь помогать, но, пожалуйста, охарактеризуй чему именно ты помогаешь. Что такое Станок для тебя лично?
Помогаю человеку, идее и самому проекту. Думаю, что это перспективный проект, который многое может создать под собой и объединить.
За это время проект что-то сделал или изменил?
Привлек внимание к вывескам на объектах культурного наследия. Идея не заброшена, продолжает развиваться. Не думаю, что это заслуга Городских реноваций, тут больше совокупность одного проекта и другого. Было время какого-то поиска и получения информации для дальнейшего использования. Проект больше на меня повлиял, я не следила за его деятельностью, потому что другим была увлечена. Что касаемо влияния лично на меня, заставил о многом задуматься, многое понять, куда идти и зачем. Хотя боюсь, что я сейчас больше про человека с проектами говорю, а не про Станок.
Недавно Станок начал выпускать видео о людях, которые рассказывают о себе и своей деятельности в Туле. Что ты думаешь по поводу этих видео?
Мне нравится формат, интересно, куда он приведёт. Интервью слушать интересно, затягивает.
Ты можешь назвать кого-нибудь еще кто занимается визуальной критикой или рекомендациями в Станке?
Нет, не знаю, но думаю такие есть.
Виктор Тим (Блогер)
Скажи, что такое Станок для тебя, как бы ты его охарактеризовал?
Когда знакомым говорю про Станок, для ясности называю его независимым изданием, но для меня это люди, которые хотят менять, которые готовы предлагать свои идеи, люди, которые не молчат.
Твой материал про доступную среду был опубликован в Станке, на момент публикации материала тебя можно было бы назвать участником Станка?
Еще нет. Тот сюжет я снимал для своего канала, и в один день Даниил спросил о возможности выложить этот материал на Станке. На тот момент мы еще не были знакомы, но я с радостью согласился.
С этого момента вы познакомились. Публиковал ли ты какой-то еще материал на Станке, после начала сотрудничества?
После этого я не работал над своими материалами, но пару раз помогал в создании небольших сюжетов в качестве оператора, монтажера.
В какой момент ты перестал и с чем это было связано?
Последний раз, кажется, мы снимали в мае. Уже тогда я монтировал не на своем компьютере, так как он 24 на 7 был занят другим проектом. А далее плотная занятость забрала и меня.
Хотел бы ты вновь что-то делать общее или ты больше занят своими делами в данный момент? Монтировать, снимать, писать, делать стримы и другие вещи.
Очень хотелось бы возобновить свою деятельность в Станке, но точно не раньше ноября — надо завершить несколько текущих дел.
Алина Иванова (бывший участник команды, автор статей)
В прошлом ты одна из авторов публикаций на Станке. Как ты начала писать для этого проекта?
Я никогда не задумывалась о возможности попробовать себя в качестве журналиста. Все произошло случайно. Я познакомилась с Артёмом Барановым еще до начала существования Типографии. После открытия я стала все чаще заглядывать к ним в гости с поводом и без повода, посещать мероприятия, как-то помогать нести культуру Типографии в массы. Однажды за разговором Артём сказал, что он вместе с Даней Бессоновым и командой заинтересованных ребят работают над созданием городского медиа-проекта, главная цель которого — рассказать о яркой стороне Тулы, привлечь внимание к культурным событиям и людям. Меня безумно вдохновила идея! Я не постеснялась спросить, не нужны ли проекту новые журналисты. И уже на первой встрече с коллективом я получила первую, ужасно интересную для меня самой тему лонгрида — «Эпоха рейва: Клубная культура Тулы».
Ты хотела бы продолжить публиковать материал в проекте Станок?
И да, и нет. Мне очень нравится писать, нравится спрашивать, собирать идеи и мысли, встречать интересных людей, делиться. Статьи, над которыми я работала, были написаны с глубочайшим энтузиазмом. Посыл был один — работать за идею, говорить о том, что наш город прекрасен, заставлять обращать внимание на проблемы, актуальные вопросы и просто делиться прекрасной историей Тулы. Делать так, чтобы туляки любили родной город, гордились и принимали активное участие в его жизни. Не могу точно сказать, когда Станок начал меняться изнутри, но некоторые моменты заставляли задуматься о том, что происходит с той всеобщей идеей, которая была вначале, остается ли она неизменной и как развивается. Я говорю об изменениях не в негативном ключе, это больше относится к собственному восприятию. Вопрос об идее остался для меня открытым, к нему прибавился фактор собственного времени, пришлось покинуть проект.
В прошлым, по твоим словам, Станок как идея — это городской медиа-проект. Весной-летом 2019 года проект начинает заниматься социальными проектам и другими вещами. Это правильное, по-твоему мнению, решение на пути к развитию?
Это правильно. Определенные слова должны нести за собой определенные действия. Есть выражение «критикуя — предлагай». А иначе какой смысл говорить о проблемах, если сам не прилагаешь усилий для их решения? Первый год проекта был стартом, временем становления. Рано было говорить о великом, но в планах Станок должен был перейти от слов к действию. К первому дню рождения проект уже крепко стоял на ногах, прижился и укоренился в городе. Наступило время свершений и вместе с тем неопределенности. Наверное, именно первый день рождения Станка можно назвать переломным моментом или кризисом, если так угодно. Появилось больше возможностей для сотрудничества с разными площадками, учреждениями, заведениями, но в этот же момент терялась первозданная изюминка. Думаю, это связано с отсутствием четкого плана, распределения обязанностей и понимания, какие действия уместны, а какие могут тормозить работу проекта на данном этапе.
Сейчас я не могу судить о внутренней системе Станка и идейной составляющей, но я вижу работу, он живёт, хотя и сильно видоизменился с момента основания.
Игорь Титин (Платный подписчик)
Скажи, как давно ты поддерживаешь проект Станок, что тебя зацепило и в чем твоя поддержка выражается?
Станок меня привлёк, в первую очередь, как источник интересных новостей о Туле и области. К тому же, мне близка идея о сообществе людей, которым небезразличен их город и они хотят участвовать в его жизни.
Я поддерживаю Станок два месяца (сначала на Patreon, теперь на Boosty). Также я предложил свою помощь в вопросах, связанных с сайтом или дизайном, но ничего конкретного пока не довелось сделать.
Как давно ты наблюдаешь за проектом, до того как поддержал его рублем?
Сложно сказать точно, думаю, около полугода.
Изначально тебе нравились в проекте новости о Туле. Какие темы ты читал, и что отметил для себя в городе, благодаря проекту?
Например, мне интересно было узнать о Романе Устименко. Также я всегда рад читать посты Даниила о дизайн-коде и состоянии вывесок и рекламы в городе, меня эта тема волнует.
Какие медиа читаешь, заходя в интернет?
Myslo, Meduza, блоги Ильи Варламова и Аркадия Гершмана. Нравится читать канал Маши Черной и всегда жду «Волну» с нетерпением.
Весной проект начал делать не только периодические интервью и статьи, но и запустил социальную акцию «Билет за эмоции». Что ты думаешь об этой акции. Как ты лично относишься к социальным акциям?
В акции не принимал участие, т.к. не вижу себя среди её целевой аудитории: я и так постоянно пользуюсь общественным транспортом и хожу на интересные мне лекции и события. Но в целом к акции отношусь положительно, как и к любой деятельности, пропагандирующей общественный транспорт и более разнообразный досуг. Как я отношусь к социальным акциям вообще? Сложно сказать, сильно зависит от конкретной акции, её целей и способов, которыми эта цель достигается.
Каким бы ты хотел видеть проект в будущем, как читатель и человек, который решил его поддержать рублем?
Живым, активным, растущим. Слишком общий вопрос, сложно ответить на него, не опускаясь до подробностей какого-то конкретного проекта, а не Станка в целом. Безусловно, хотелось бы видеть со временем всё больший эффект от деятельности Станка в городе, увидеть реализованными проекты, которых бы не было без поддержки Станка и его участников.
Какой эффект ты ожидаешь увидеть и чем занимается Станок?
Эффектом могут быть любые проекты участников Станка, тех, кому Станок помог: выставки, новые заведения, лекции, концерты. Также эффектом можно было бы назвать возможность влиять на город, скажем, в вопросах того же дизайн-кода и рекламы. И даже закрепление за Станком звания «площадки, где готовы выслушать любого человека с сырым проектом или просто с интересной идеей» — уже отличный результат, я считаю.
Пациент жив или мёртв?
Что же мы видим в итоге? Станок — это люди которые условно собрались вместе. У них нет точных целей и задач, которые они хотят реализовать.
Первые авторы Станка могли писать на любую тему и их статьи видели свет. Сейчас часть прошлого материала скрыта по непонятным причинам. Часть статей были на сайте год или пол года, а потом их, в связи новой политикой, решают скрыть от читателей. Часть материалов не доступна на сайте, но осталась в паблике и наоборот. Куда делись прежние авторы? Во что превратилось городское СМИ?
Станок продолжает работать. Появилась новая серия интервью с создателями городских проектов. Они призваны дать буст проекту, но что из себя представляет проект до сих пор не ясно. Часть проекта со статьями будет перезапущена. Если данный материал вышел, значит это уже произошло.
Станок — это люди, каждый из которых видит проект по-своему. Люди не понимают, в команде ли они. Все первоначально заявленные участники проекта покинули Станок, а о новых не сообщалось. Люди, которые сейчас соприкасаются с проектом и сотрудничают, не уверены кто они для проекта и зачем лично им нужен Станок. Способ заработать? Рассказать о жителях и проектах в городе? Компания на вечер? Смысл жизни? Вопросы остаются открытыми. Количество участников проекта в настоящий момент неизвестно.
Станок – объединение людей, развивающих Тулу.
Говорится на площадках Станка
Станок – медиа-проект, который рассказывает, как это получается
Станок – это ничто
Сказал Даниил Бессонов в процессе интервью
Деятельность Станка финансируется платными подписчиками на сервисе Boosty. Поддержать проект рублём можно здесь.
Связаться с редакцией через группу Вконтакте или почту: stanokspace@yandex.ru