Дуализм в философии – это теория о двойственности любого элемента реальности. Она основана на принципе разделения всего на две диаметрально разные категории. Это существование двух вариантов начала мира – сознания и материи, то есть формы и содержания. Двойственность есть в мышлении, когда мы воспринимаем информацию и события не единым потоком. Есть она и в искусстве. И этот вечный спор стал основой выставки “Два и два”. Она прошла в субботу, 8 июня, во дворике ТИАМа и длилась всего три часа.
Художники из самоорганизации Дом Культуры представили для вернисажа по две работы. Два куратора — Владислав Титаев и Стася Кожевникова — экспонировали их в пространстве двора так, чтобы на объекты можно было взглянуть с разных сторон. Каждый предмет воплощает двойственность: то, какой он есть в реальности, и то, каким мы его ощущаем. Выставка акцентировала внимание на предмете искусства как визуализированной метафоре и своим названием отсылает к свойству «двойственности» как самой метафоры, так и объекта, в котором она воплощена.
Стася Кожевникова, куратор:
Моя работа «Клетка» — наиболее актуальная лично для меня история. Двойственность заключается в извечном: что первично – форма или смысл? Ты генерируешь идею и под нее подгоняешь форму или наоборот? Двойственность везде: ты видишь это так, я по-другому. Я сегодня это вижу так, а через месяц иначе. В этой работе я изначально отталкивалась от страха, а закончила жизнью. На каждой стороне клетки разные абстракции, которые могут интерпретироваться по-своему.
Есть розовая, летящая, яркая часть. Это что-то вроде того момента, когда ты впервые понимаешь, что умеешь чувствовать. А потом проходит через замыленное разочарование (бледные цвета) и пустоту (непрокрашенные участки). Потом принятие, и всё по новому кругу. Верх клетки — мягкий кожаный, c имитацией порезов. Если бы он был деревянным, птицы бы погибли, а здесь есть надежда, шанс. Это про нашу жизнь – мы сами задаем натяжение того, обо что бьемся. И высохшие цветы символизируют наши жизни и чувства.
Влад Титаев, куратор:
Я люблю Линча, меня завораживает фигура человека, который стоит спиной, в костюме. Это очень странное состояние, когда ты не видишь лица человека, и ты не знаешь чего ждать, когда он повернется. Это странно, пугающе, меланхолично. А цветы – самые продаваемые изображения в истории живописи.
Я привык делать работу за день или два, потому что мне важно находиться при этом в одном и том же состоянии, чтобы как раз избежать этой двойственности. Это легкий способ выразить внутренний мир с помощью какого-то объекта, если есть мысль, переживание.
Одна из ключевых мыслей философии постмодерна — смерть автора. Зритель сам трактует произведение. Художник «рожает» объект и выносит на публику. Мнение автора я не считаю важным, зритель может считать объект совершенно по-другому. Да, можно прийти подготовленным, но всё равно ты почувствуешь что-то свое, а видение художника тебе окажется не близким. Первый эффект все равно решает.
Анна Салимзянова, художник:
Проволока и дерево – легко считываемая двойственность. Ненужные деревянные куски мне отдал человек, который делает мебель для Наоми Кемпбелл, Захи Хадид и других звезд. Он варит дерево в черном масле, и мне было интересно совместить свою проволоку и его брутальные детали. Моя работа – это поэтический черновик, который все время по-разному складывается, это не предмет, а процесс.
Когда посыл художника и смысл произведения считываются сразу – это высший пилотаж автора. Сейчас зрители делятся на тех, кому всё надо заранее объяснить, и тех, кому надоели тексты и они доверяют только своим ощущениям. Мне вторая позиция ближе.
Катя Косова, художник
Серию из трех рисунков я начинала как выставочный проект. Со временем пришла к легким линиям, которые можно увидеть в скейте. Тут есть полный спектр воспоминаний. Вся серия – об изменчивости. Иногда воспоминания повторяются, иногда нет. Здесь каждый отпечаток уникален.
Лошадь – самое популярное в живописи животное, после человека. Лошадь, изображенная на скейтборде – сочетание, которое хорошо работает, потому что всё это кажется несовместимым.
Искусство – чистая эмоция. Идеальный зритель – это человек, который ни о чем не думает, на него это либо действует, либо нет. Эмоция не обязательно должна быть позитивной, тем более что в наше время ее вызвать гораздо сложнее. Но мне интереснее использовать ходы, которые пробуждают у зрителя положительные ощущения.
Отбор работ осуществлялся в том числе по критерию вписываемости в природные объекты. Например, останки животного, возможно лисы, на земле выглядят особенно впечатляюще. Обычно выставки искусства, даже современного, предстают в другом форменном воплощении. Благодаря руководству ТИАМ и кураторы, и зрители получили новый опыт.