В «Союзе» прошла лекция директора московской архитектурной школы МАРШ Никиты Токарева.
«Атмосфера стройки должна быть близка архитекторам», – начал выступление архитектор.
Встреча как раз была устроена в еще неотделанных стенах делового пространства. Голый бетон, металлические арки и теплая атмосфера «студенческого собрания» задали подходящий тон лекции «Какой архитектор будет нужен через 5 лет, время в профессии архитектора» цикла «Внутри стен. Архитектура как контекст».
Как утверждает Никита Токарев, архитектура 21 века оказывается в одном ряду с киноиндустрией, музыкой, анимацией и даже разработкой игр. Поэтому в МАРШ делают упор на исследованиях, творчестве и получении чувственного опыта. Архитектурная школа 10 лет сотрудничает с британскими специалистами и передает студентам опыт погружения в контекст мирового архитектурного образования, переносит и адаптирует его к российским реалиям.
«Наши программы всегда были и остаются на русском языке. Преподают российские практикующие архитекторы. И тематика проектов школы касается российских городов, их проблем и задач», – подчеркивает Токарев.
Так что нужно знать и уметь архитектору будущего?
Исследовательская работа
«Мы видим, что жизнь меняется настолько, что фактически к каждому проекту мы должны подойти как к новому. Что требует от нас анализа, обдумывания, переосмысления, – рассказывает лектор. – В процессе работы примерно половину времени мы посвящаем исследованиям. Архитектура – совсем не наука, так как здесь для каждой задачи есть множество решений. На одном участке с одной и той же программой можно построить десятки вариантов зданий. Именно поэтому требуется исследование – погружение в реальность, окружающую нас.
Как пример я могу привести работу нашей студентки – гостевой центр в армянском селе. Перед ней стояла задача: спроектировать место, вмещающее сотни человек, так как в этом населенном пункте регулярно проходят свадьбы. Девушка исследовала исторические традиции строительства в этом селе. Какие технологии применялись, национальные мотивы, какие фрагменты зданий сохранились, можно ли их использовать? Получился погруженный в местную культуру проект, где даже перекрытия были выполнены в традиционной для армянского села манере».
Рефлексия
По мнению экспертов школы МАРШ, важная часть работы архитектора – способность оценивать собственные действия, анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.
Серьезную помощь в обдумывании стадий и создании проекта оказывает так называемый дневник проектирования. Он позволят отследить, как архитектор думает, откуда берутся его решения.Следовательно, помогает сделать проект лучше.
«Как писательский дневник становится отдельным произведением. Как записные книжки Ильфа и Петрова, так и дневник проектирования может вызвать интерес у публики. В школе это один из компонентов дипломной работы. Сюда входят любые материалы, которые повлияли на ход проекта. Это могут быть картинки, эскизы, образцы материалов, тканей и принтов, записи разговоров с преподавателями, одногруппниками или друзьями, стихи, кадры из фильма. Дневник может и не привести к хорошему проекту, но хороших проектов со слабыми дневниками я не помню», – отметил Токарев.
Критическое мышление
«Чтобы адаптироваться к стремительно меняющейся реальности, нужно критически отнестись к собственному опыту. Понять, насколько он пригоден к новой ситуации, – продолжает тему спикер. – А также к тому, что говорит заказчик, понять, что стоит за этим заданием. Если мы все принимаем на веру, то чрезвычайно рискуем.
Критика, то есть обсуждение – основной инструмент нашей работы со студентами. Мы концентрируем внимание на разных сторонах, в первую очередь сильных. 50% времени архитектора уходит на диалог с заказчиком, чиновниками и т.д. Поэтому важнейший навык для специалиста – умение обсуждать проект», – подчеркнул архитектор.
Командная работа
«Сейчас в создание проекта включен не только автор, но и инженеры, социологи, маркетологи, дизайнеры и т.д. Самые удивительные комбинации профессионалов могут образовываться вокруг того или иного проекта. Поэтому важны умения договариваться, привносить в работу свои знания и получать их от других. Эпоха одиноких гениев осталась в XX веке.
Мы очень хотим, чтобы и наши выпускники, и все архитекторы России были чувствительными, думающими и ответственными профессионалами», – заключил директор архитектурной школы.
Лекция была подготовлена совместно архитектурной школой МАРШ (Москва), творческим индустриальным кластером «Октава» и деловым пространством «Союз». Подобного объединения популярных площадок, работающих с темами архитектуры и урбанистики, в Туле еще не было.
Лекционный цикл «Внутри стен. Архитектура как контекст» продолжится до конца мая.
- 13 апреля – Евгения Репина и Сергей Малахов: «Гений места, локальная идентичность через архитектуру»
- 26 апреля – Юрий Пальмин: «Фотография и архитектура, реальность здания/города и ее отражение в объективе»
- 18 мая – Наринэ Тютчева: «Архитектурное наследие, между памятью (памятником) и сегодняшним днём»
Этот и другие материалы создаются только благодаря вам. Поддержать Станок и его авторов можно здесь