25-го октября в Выставочном зале Тулы открылась новая выставка графики «Шедевры Мастеров Парижской школы». Она включает в себя около 100 работ известной Санкт-Петербургской галереи современного искусства Bashmakov Gallery — среди них Марк Шагал, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Михаил Шемякин и многие другие.
Выставка охватывает различные направления искусства XX века (от абстракции до фовизма) и разделена на пять блоков: «Мой Париж», «Россия — Франция», «Моя природа», «Цирк» и «Книга художника».
Пару недель назад в городе завершилась выставка работ Натальи Гончаровой «Я не европеец» в Музее изобразительных искусств, где были представлены ее ранние работы — 1908-го, 1910-го годов. Есть её работы и здесь. Поэтесса Марина Цветаева, говоря о художнице, делила ее творчество на два периода: «до России» и «После России». В 1915 году Наталья Гончарова со своим мужем Михаилом Ларионовым покинули Родину, а в 1919 году супруги окончательно осели в Париже, не вернувшись уже никогда.
Эпоха Парижской школы – это несколько поколений двадцатого столетия. Это сообщество художников, которые жили до войны, во время и после, любили Монмартр и Монпарнас, приехали издалека и тосковали по прошлому. Говоря о Парижской школе, речь не о французе, а о русском, испанце, венгре. Определяющим здесь является не происхождение, сам Париж — мекка для творца, переломный момент в жизни художника.
Возвращаясь к автору — на выставке можно наблюдать народные мотивы Натальи Гончаровой: это иллюстрации к «Сказке о Царе Салтане», заказанные в 1921-м году французским издательством «Сирена».
Особенно интересно столкнуться с работами авторов, чьи имена ты видишь впервые. При этом, некоторые известные имена даже выведены в заголовках и афишах. Безусловно, многого стоит увидеть и работы всемирно известных авторов. Например Сальвадора Дали – густого, сюрреалистичного, каплевидного, в чем-то фрейдистского.
Для кого-то личным открытием этой выставки может стать Антонио Тореро. В зале представлены его иллюстрации к новелле Франца Кафки «Превращение». Магнетические, завораживающие работы, поэтика метаморфозы. Знакомство с новыми именами — действительно достойный результат этого путешествия по нескольким залам: от знакомых нам всем художников — Пабло Пикассо, Сальвадора Дали — вглубь феномена Парижской школы — к Антонио Тотеро и Жоржу Руо.
Жорж Руо — французский живописец и график, один из представителей французского фовизма и экспрессионизма. Его работы стали частью блока «Душа цирка». Для них характерны насыщенные цветовые пятна; черные линии, расставляющие акценты; глубинный драматизм.
Если обратиться взглядом к стене напротив — «Аккордеонист» и «Флейтист» Марка Шагала: плавающие в воздухе фигуры, мягкие штрихи, выразительные глаза, ощущение полета и чистоты цвета.
Основная ценность выставки заключается в разнообразии художников — возможность сравнить в чем-то схожие сюжеты, техники, палитры. Сюда хочется прийти и дважды, и трижды.
Кстати! Перед тем как соберетесь в Выставочный зал — советуем ознакомиться со следующими терминами:
Литография — техника печати, суть которой заключается в создании изображения на специальной поверхности (обычно камне или металлической пластине), которая затем используется для печати.
Офорт — гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотой, а также оттиск с такой гравюры.
Акватинта — техника гравюры на металле, разновидность офорта.
«Что такое, господин оформитель?»
Наверняка, вы согласитесь, что красочный билет на выставку — важный элемент посещения музея. Ведь иллюстрированный билет становится не просто пропуском, но и сувениром, приятным воспоминанием. С выставки «Шедевры Мастеров Парижской школы» хотелось бы унести билет, например, с «Цирком» Марка Шагала. Но, к сожалению, пока кроме чека сохранить на память нечего.
Мнение посетителя
Анна-Мария Кузнецова — тулячка из династии художников. Работает в направлении реализм, в техниках акварельной и масляной живописи. Член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников/INTERNATIONAL FEDERATION OF ARTISTS:
Ранее, я уже посещала выставки PS Gallery, которые оставляли в моем сознании прекрасное послевкусие. Поэтому, в этот раз не стала откладывать поход в Выставочный зал и стала одной из первых жителей нашего города, кто соприкоснулся с многообразием сюжетов в литографии.
Для меня, произведения, создаваемые с помощью данного вида эстампа, имеют большую художественную ценность как оригинал авторской литографии.
На новой выставке с головой окунаешься в водоворот более тридцати звездных имен авторов, которых связывает между собой Париж. Точно могу сказать, что данную экспозицию навещу еще пару раз, так как объем материала, многообразие сюжетов и образов требуют более тщательного исследования и погружения.
В день вернисажа, для себя выделила иллюстрации Александра Алексеева, Михаила Шемякина и Натальи Гончаровой.
Для любителей искусства данная выставка необходима – хорошо расширяет насмотренность, давая возможность ближе познакомиться с известными именами. Находясь в зале гости смогут почерпнуть красоту эстампов в насыщенном и реальном мире, осознавая их разницу с репродукциями в книгах. Прямой взгляд на произведение искусства, без «посредников», наполняет нас гораздо глубже и дарит непередаваемые впечатления!
Увидеть выставку можно до 25 февраля 2024 года в Выставочном зале на Красноармейском проспекте, 16.
Этот и другие материалы создаются только благодаря вам. Поддержать Станок и его авторов можно здесь