Больше года назад, когда Станок был только замыслом, нам очень хотелось рассказывать о туляках, которые делают впечатляющие вещи. Тогда произошло наше знакомство с Савелькой Савелькиным — трудолюбивым и талантливым, на наш взгляд, художником-пуантилистом (прим. ред. живопись точками). Как назло, его забрали в армию. И вот, только спустя год, мы смогли сделать этот материал. С него начинается наша новая рубрика «Энтузиасты».
Почему именно пуантилизм?
Каждый человек, занимающийся любимым делом, рано или поздно посвящает себя более узкому направлению своего творчества. Я рисовал по-разному, но больше всего мне нравились гравюры и линогравюры (прим. ред. гравировка по линолеуму). Пять лет назад я увидел в интернете, как люди работают точками и меня это заинтересовало. Сначала работал гелевыми ручками, затем перешел на более профессиональные инструменты: линеры, изографы. Так постепенно сложился стиль, в котором я работаю сейчас.
С чего началось твоё знакомство с изобразительным искусством в целом?
Я выходец из той детворы, которая занималась граффити. Мы покупали баллоны по запредельно низкой тогда цене в 60 рулей и рисовали всякие графитульки. Это было начало класса шестого. После я начал работать в цвете, рисовать всё, что в голову взбредёт. Мне, честно говоря, не нравилось. Поэтому к одиннадцатому классу это трансформировалось в графику.
Никаких художественных школ?
И художка была, и подкурсы лет пять. Я с карандашом с детского сада.
Много ли тебе дала художественная школа?
Она скорее дала возможность развивать фантазию. Я рисовал очень много, всегда хотелось быть лучше своих сверстников. У меня с детства была мания, что нужно «обогнать» всех остальных. Сейчас уже ни за кем не гонюсь, да и посоперничать в Туле в этом, по сути, не с кем. Хотя было бы интересно — конкуренция всегда побуждает к развитию.
Когда ты сделал первую работу?
В десятом классе гелевой ручкой.
Показывал её кому-нибудь тогда?
Её видели одноклассники. Все знали, что я рисую, но ничего в духе «О, ничего себе!» не было. Но тогда и особого значения я этой работе не придал. Сделал и сделал. Я и сейчас так отношусь — у меня нет восторга от полученного результата. Иногда мне пишут с просьбой выкупить работу, отдаю без всяких сомнений.
Видишь ли ты в перспективе возможность сделать творчество основной работой?
Я бы очень хотел, на заказах по фрилансу не проживешь. Хотел бы пойти в создание мерча — это прикольно. Я смотрю на бренды вроде Спутника. Они по сути тоже делают всё в графике.
Чем ты зарабатываешься сейчас?
Фриланс. Только перед новым годом написало человек 30. Но все это — множество бессонных ночей. Я — человек трудолюбивый. Даже когда в армии служил, если говорили что-то делать — я безоговорочно делал. Так и время быстрее проходит, прогоняет мысли о доме, искореняет лень. В итоге, за предпраздничный период я смог сделать около 20 работ. Были даже люди из других городов. Намного приятнее, когда незнакомые люди вдруг пишут и просят работу именно в твоём исполнении. Это повышает самооценку и стимулирует к работе.
Раз уж мы коснулись армии. Часто приходилось там рисовать?
Постоянно! Просто постоянно! Мне еще перед уходом говорили, что мне не дадут времени поспать. Я скептически к этому относился. Спустя полгода службы я понял, что это ужас. Какой-то офицер узнает, что ты можешь — ты делаешь ему работу за какое-то поощрение. Постепенно об этом узнал весь офицерский состав. К концу службы я нарисовал портретов 15-20 на большой формат. Но в армии главное, чтобы солдат был чем-то занят. Так что почти всю вторую половину службы я провел за работой.
Ты говорил о мерче. Если бы тебе предложили проект, ты бы согласился?
Несомненно. Но я не смогу делать это один — не позволит ни количество времени, ни ход мыслей. Я беру очень много работ, чтобы как можно дольше находиться в собственном мире и не думать о насущном. Я делал пробные версии в Туле в разных типографиях. Всё выходило максимально оперативно, но уже после первой стирки работы стирались. Четыре из пяти маек просто развалились.
Эффективнее, чем смываемая втулка.
Точно. Почему говорю четыре из пяти: одна всё же выжила, но съелся цвет и пошла пигментация. После этого я забросил эту идею. Слышал, что в Туле есть хорошее производство, но они работают только с оптовыми партиями. Я не могу позволить себе такие рискованные вложения. Велик риск, что я вложу в это деньги, это не окупится, и мне останется только раздавать их друзьям со словами: «Вот, специально для тебя!». А через 10 лет они все встретятся в одинаковых майках и изобьют меня.
Сколько по времени занимает хорошая, кропотливо сделанная работа?
Чтобы сделать сильную работу на формате А1 нужен месяц, при условии, что я буду постоянно работать над ней. Может и больше, зависит от количества деталей.
Стало быть, работать над уникальными работами невыгодно? Либо они должны стоить, как средняя месячная зарплата.
По факту, да. Но мне хочется, чтобы моё дело жило. У меня лежат руки к этому. Мой дедушка говорил мне, что если твоя работа нравится хотя бы одному человеку, то всё не зря. Я вспоминаю эти слова до сих пор. Особенно когда опускаются руки и не хочется ничего делать. Иногда работы вовсе не получаются, приходится их рвать. Начинаешь нервничаешь, руки дрожат. Но потом я высыпаюсь, вспоминаю дедушкины слова и со спокойной душой берусь за работу вновь.
Меня порой спрашивают, как я делаю такие работы с первого раза. Правда в том, что для некоторых работ приходится 30 листов исписать. Порой это нелегко.
Бывает ли так, что сделано уже 60-70%, но приходится начинать с нуля?
Очень часто. Именно поэтому я начинаю портреты с глаз, носа. Это самое трудное. Когда делаешь большую работу, хочется показать именно нужного человека, а для этого требуется передать характер, его глаза, родинки, складки. Мне нравится копаться в этом.
Тебе самому нравятся портреты или что-то более абстрактное?
Разницы нет. Но, был забавный момент когда я начинал. В фильме «1+1» Омар Си перед красным полотном сказал: «У парня пошла кровь из носа, и он просит за это тридцатку?». Я подумал: есть же кубизм, абстракционизм, минимализм… Это тоже искусство, на нём тоже делают деньги. И я решил: сейчас бахну! Но всё же постепенно ушел в точки.
Можно ли назвать это искусством?
Всё можно назвать искусством. Я могу, например, взять монитор, кинуть в снег, выложить на нужный сайт, и будет фурор.