В настоящее время индустрия игр и киберспорта развивается невероятными темпами и привлекает огромные инвестиции. Так в конце августа состоялся киберспортивный турнир The International, призовой фонд которого составил 24.7 миллиона долларов. В России эта индустрия только начинает свое активное развитие, но в Туле уже возрождаются компьютерные клубы и появляются киберспортивные организации. Мы пообщались с представителями киберарены «Enclave Gamer Stadium» о перспективах развития и цикличности времени.

 

Как давно началось ваше знакомство с киберспортом и как вы оказались в Анклаве?

Никита Цыбин: С киберспортом я знаком довольно давно. Я играл в полупрофессиональной команде по League of Legends и нахожусь в этой среде продолжительное время, примерно шесть лет. Мне очень интересен киберспорт и я решил связать с ним свою жизнь. Относительно работы в Анклаве, я выбрал именно этот путь, потому что мне нравится общаться с людьми здесь, проводить турниры и участвовать в них. Сфера довольно интересная и хочется заниматься и подниматься всё выше и выше.

Никита Качура: В детстве я ходил по компьютерным клубам и играл в первую доту. Тогда еще не было киберспорта как такового. Тогда мы играли разве что за 20 рублей.

Никита Цыбин: Турниры за еду (смеется)

Никита Качура: Да-да-да. Турниры за еду это счастливые воспоминания моего детства. А потом Valve сделали International и всё закрутилось. Всё сознательное время, сколько я себя помню, я играл в Dota и Hearthstone. Я мечтал о киберспортивных перспективах. Кстати, предыдущий наш оратор — топ-24 России по Hearthstone. Сейчас я практически живу на работе и тут, как бы странно это ни звучало, поиграть доводится не часто. Мне всегда была интересна идея подобного киберпространства, и когда я увидел анонс, то в первый же день начал стучаться с просьбами взять меня на работу. Какой там слоган у Дома 15? Дом это не место, дом это люди? Также и мне хотелось работать именно с теми людьми, которые делали это место и разделяют мои интересы.

Фото: Максим Шевченко

Если продолжать тему именно киберспорта, есть ли перспективы более серьезного развития в рамках игровой арены?

Никита Цыбин: Конечно, у нас есть киберспортивная организация и я надеюсь, что в будущем состав будет расширяться, будет увеличиваться количество дисциплин.

Максим Иванов: У нас уже есть состав по CS:GO. Это та дисциплина, в которой действительно можно пробиться наверх, главное стабильно выступать и показывать результаты. Наша команда часто участвует в турнирах, только вчера они обыграли полупрофессиональную команду и вообще показывают хорошую игру. Я надеюсь, что киберспортивное подразделение арены будет расти, что Анклав будет расти. И киберспорт в Туле в целом. Потому что он пришел к нам совсем недавно, а хочется, чтобы он уже сейчас был на более высоком уровне.

Фото: Максим Шевченко

Есть ли у вас необычные воспоминания из походов в компьютерные клубы нулевых?

Максим Иванов: У нас в компании был парень по кличке «Мачете». Он всегда приходил с тремя банками пива. Ставил их перед собой. Сначала он играл просто безобразно, выпьет первую, уже получше. Выпьет вторую — играть против него уже становится тяжело. Как только он допивал третью — его было не остановить. Выносил всех. Его знали все. Если он приходил и доставал три банки, люди подходили и проверяли наполненность банок. Если третья была пустой — многие просто вставали и уходили домой. Это был, кажется, 2011 год.

Никита Цыбин: У нас был очень целеустремленный парень, который очень много играл в первую доту за Инвокера (самый сложный герой Dota). Он приносил в клуб настолько много денег, что ему позволяли «убивать» клавиатуры. То есть он нажимал так быстро, что кнопки реально вылетали. Ему чуть ли не после каждой игры меняли клавиатуру.

Никита Качура: Я помню свои первые впечатление о клубе, когда ты заходишь, платишь и тебе показывают пальцем: «Вот тот комп». Ты садишься, половины клавиш просто нет, а всё по периметру усеяно окурками и стол исписан не самыми цензурными словами. «И я должен на этом играть, серьезно!?». А потом ты садишься и думаешь: «Ну, работает же, погнали!».

Фото: Максим Шевченко

Рады ли вы что времена изменились и подход к обслуживанию в компьютерных клубах тоже претерпел изменения?

Никита Качура: Боже мой, да!

Никита Цыбин: Безусловно.

Максим Иванов: Единственный минус в том, что иногда теряется та «ламповость». Раньше все были тебе знакомы, это были «твои люди». Ты знаешь их как родных братьев. Сейчас с этим чуть сложнее. Но в России все доходит с некоторым опозданием.

То есть конкретно в этом компьютерном клубе вы только на пути становления устойчивого сообщества?

Максим Иванов: Конечно, но у нас уже есть постоянные клиенты, с которыми мы общаемся по-дружески. Со временем их станет только больше.

Никита Цыбин: Но при том, что тогда было много ламповости, полностью отсутствовала дисциплина. Люди творили дичайших беспредел, возможно, это связно со временем. Сейчас все более сбалансировано.

Никита Качура: Ты творил дичь, но знал, что админ может кинуть в тебя бутылкой и это тебя дисциплинировало. Сейчас всё изменилось. Появился настоящий сервис и правила.

Никита Цыбин: Сейчас травмировать гостей — дикость.

Никита Качура: Разве что на моральном уровне (смеются)

Фото: Максим Шевченко

Насколько быстро сейчас развивается игровая индустрия?

Максим Иванов: Конкуренция в создании игр сейчас невероятно высока. Компьютеры просто не поспевают за темпами развития этой индустрии. Сейчас выходят новые видеокарты, двадцатки (стоимость порядка 1000$, 70 тыс. рублей), цены на них такие, что позволить их себе в той же Туле смогут только единицы. Исключительно в очень обеспеченных семьях. А чтобы собрать компьютер, который два-три года сможет на максимальных настройках тянуть игры, потребуется тысяч 200-250. То что раньше было актуально пять лет, сейчас актуально два. Идут слишком быстрые скачки. И конечно же, это в том числе из-за влияния киберспорта. Призовые растут. На рынок приходят огромные компании: Audi, Monster, Red Bull и т.д. Абсолютные гиганты, порой даже монополисты своей отрасли.

То есть игровые арены могут стать выходом из этой ситуации?

Максим Иванов: Да. История и мода всегда делают круг. Сейчас мы вернулись в нулевые, когда компьютерные клубы могут стать спасением в сложившейся ситуации. Тогда люди ходили, потому что у них просто не было компьютера и хорошего интернета. Сейчас люди начинают ходить потому, что они просто не могут позволить себе топовый игровой компьютер.

Никита Цыбин: Это вопрос денег. Сейчас, даже если тебе нужно поиграть в какую-то одиночную игру после работы, ты оплатишь себе 2 часа и спокойно отдохнешь. И для этого не надо будет собирать компьютер за бешеные деньги. Так делает в том числе старшее поколение. Даже со старыми играми. Мы только ради них их и устанавливаем, ведь мы ориентированы не только на школьников и студентов. У нас есть возрастные посетители, которые играют в Counter Strike 1.6 на железе, которое они никогда в жизни не видели. У них 250 FPS, всё летает, мышка двигается так быстро, что они не понимают, что происходит. Приходят компаниями по 10-15 человек и занимают целый этаж. Для них это отдушина, напоминание о старых временах. И это здорово.

*Enclave Gamer Stadium —  киберарена (компьютерный клуб) в Туле



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.