Феликс Бондарев (RSAC, Сансара) стоит в сторонке. Смотрит в зал или в экран ноутбука. В руке стакан пива, на шее цепь, на полу гитара. Рядом с ноутбуком возможно лежит та самая клавиатура для «проигрышей на пластмассовой [ерунде]». Феликс помог создать русский конкретный реп, убив тем самым рэп абстрактный (рЕп и рЭп и их различие в данном случае важно, фанаты поймут — прим. авт).
KUmpO1l2RBk

Сегодня Феликса знают как третьего участника реп-группы «макулатура», чьи альбомы «пляж» (2016) и «сеанс» (2017) были спродюсированы именно Бондаревым. Ранние пластинки кемеровско-столичного дуо сопровождались аранжировками с традиционными «аналоговыми» инструментами, но из-за текстоцентричности материала и его восприятия музыка уходила на второй план. Феликс вытянул её в первые ряды. Это стало прозрачным уже в начале сотрудничества, когда в комментариях к «пляжу» разлилось недовольство аудитории («слишком стильно, модно, молодежно») новым подходом к инструментальному сопровождению.

Но время идёт, и альбом «пляж» уже лидирует в каждом опросе про «любимый альбом», проводимом самими ребятами из «макулатуры». Они стали музыкальной группой, как ни парадоксально, отказавшись от «живого состава» музыкантов. Некогда герои «экзистенциального хип-хопа», Евгений Алехин и Константин Сперанский теперь по разным причинам называют себя псами. А кто был до псов? Щенки.

Щенки — Who’s your daddy?

Одновременно с «макулатурой» в Петербурге была и есть группа «Он Юн», состоящая из Максима Тесли и Вовы Седых. Этот коллектив также вписан в историю русской музыки рубежа нулевых и десятых, когда рэп всё еще был маргинализирован и не являлся музыкой всея Руси. Тогда он находил убежище на поприще литературного наследия: сложносочиненные тексты с отсылками и «культурным неймдроппингом», отсутствие рэперского флоу в исполнении, непривычные темы и неординарные рифмы или их отсутствие. Всё это вместе с качественными электронными сэмплами и битами в итоге повлияло на отпочкование «абстрактного хип-хопа».

Когда где-то в 2014 году появилась новость, что Тесли и Бондарев создали группу «Щенки», возникло ощущение, что это еще один сайд-проект (как, например, у «макулатуры» есть своя «шляпа шаляпина» или у «4 Позиций Бруно» была «Птицу ЕМЪ»), где можно выдохнуть — материться, писать диссы, обновить аудиторию и взбодриться самим — в общем, нормально попеть реп. Однако только Щенкам из всех новых групп удалось закрепиться на сцене и стать отдельным явлением.

Центральная песня в творчестве Щенков

Описывать музыку Щенков — всё равно, что лаять на идущий караван. Можно повыдумывать и пуститься в размышления на тему влияния раннего Дельфина и группы «Мальчишник» на лирику Максима. Можно, облокотившись на что-нибудь и закатив глаза, недовольно прошептать: «Да это же русские Sleaford Mods…». Но самой лучшей иллюстрацией будут только концертные выступления команды, которая иногда расширяется и принимает в состав еще несколько человек для пущего панка.

концерт Щенков в «Смене»

По проблематике текстов, энергетике и подаче Тесли/Бондарева — это такой «мальчишник на максималках», что прекрасно вдвойне, потому что танцуют на концертах в основном девушки.

Наверное, в жизнедеятельности человека уже не осталось процессов, оканчивающихся на «–ия» и при этом еще не воспетых авторами песен про маму, про папу, про тебя и про меня.

Щенки – Хорош, мам

Реп, пост-пост-панк, собачий лай и песни о главном – 10 февраля в КЦ Типография.