12 января мы опубликовали статью, посвященную открытию выставки «Соавтор». Напомним, что её идея отличалась непривычным для зрителей форматом —размытием границ между автором и зрителем и полным их симбиозом. Стены малого зала индустриального кластера «Октава» были завешаны работами художников со всей страны. Рядом с трафаретами стояли фломастеры, каждый желающий мог воспользоваться ими и придать красок монохромным полотнам. Изначально работы должны были украшать зал до 10 марта, однако, в связи с особой популярностью, выставка была продлена до апреля. Мы подвели итоги выставки и оценили значение этого мероприятия для нашего города.
Почему именно в нашем городе была проведена выставка? Как жители города ее восприняли? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы мы первым делом отправились к наблюдателю выставки.
Медиатор* «Музея станка» Григорий любезно предоставил нам «статистику посещения»: фурор был!
Какова была реакция людей, когда выставка только открылась?
Первое время, пока выставка была нетронутой, девственной, люди с некоторым сомнением относились к этой затее: рисовать на стенах? зачем? Имел место некий барьер между зрителем и художником, нужно было как-то подталкивать людей. С детьми было проще. Они сразу же кидались с горящими глазами, подростки же оставляли свои id вконтакте, писали: «подписывайтесь на мой канал на ютубе», чем, соответственно, ребята сейчас и живут. Не осталось ни одной работы, которая была нетронутой или неизменной.
Был ли у выставки период «застоя»?
Нет. Во-первых, потому что выставка была бесплатная. Сейчас в малом зале чаще всего проходят именно такие мероприятия. Во-вторых, даже если люди приходили не целенаправленно, мы их сразу отправляли на эту выставку и те, бывало, снимали вещи, брали кофе и оставались там на пару часов.
Кто посещал выставку?
Молодежь в первую очередь. Они более осознанно подходили к творчеству. Дети, в свою очередь, радовались возможности нарушить правило «не рисуй на стенах». Возможность хулиганить создавала «wow» эффект. Люди постарше приходили с какими-то идеями в голове, несколько раз подряд потом возвращались. С группами отдельный разговор. На территории малого зала мы занимались с детьми, проводили мастер-классы для школьников, посвященные живописи. Было даже такое, что около 100 человек находилось в музее и еще 50 человек на самой выставке, где мы рассказывали о направлениях в искусстве, рисовали и рассуждали.
Почему именно в нашем городе была проведена эта выставка?
Здесь в первую очередь играет то, что событие произошло именно в “Октаве”, гораздо логичнее было бы задать вопрос почему «Октава» в Туле, но и на него тоже есть ответ. Мы находимся очень близко к Москве, и при поддержке правительства и госкорпораций был создан наш индустриальный кластер, у нас очень много посетителей с разных городов. Тула сейчас старается привлекать туристов. Стахановскими методами идет преображение города, чтобы он был комфортным как для жителей, так и для всех гостей. Выставка вполне закономерно появилась здесь, хоть и музей связан с промышленностью, малый зал у нас свободен для всех направлений искусства, так что: где как не у нас?!
Активность туляков можно увидеть и визуально. Предлагаем вам сравнить часть работы куратора выставки Кати Бочавар «Полдюжины Брежнева» в первые и последние дни:
Кстати, Генеральный секретарь напрямую связан со «статусом» нашего города. Именно Л.И.Брежнев 17 января 1977 года прибыл в Тулу, чтобы присвоить почётное звание города героя и вручить Золотую звезду и орден Ленина.
Однако, вернемся к «Соавтору». Безусловно, на полотнах отражается многоликий образ зрителя. Ведь черно-белые картины украшают и действительно творческие рисунки, и философские изречения, и ссылки на социальные сети. На многих картинах туляки демонстрируют своё недовольство властью, а также показывают свой богатый запас нецензурных выражений. Такое легкое, непринужденное отношение превращает выставку в развлечение, а не в серьезное искусство.
Не переживают ли сами авторы из-за такой реакции туляков? Не слишком ли стерлись границы между художником и зрителем? Как выяснилось – нет. По словам одного из художников, работы которого были выставлены для совместного творчества, Ашота Мефодина, негативные рисунки и надписи – «просто баловство», которое не нужно воспринимать всерьез, а ссылки на социальные сети – даже забавляют. Как оказалось, авторы достаточно пристально следят за судьбой выставки, уделяя внимание каждому полотну.
Тула была одним из нескольких городов, которые посетила выставка «Соавтор». Её куратор – Екатерина Бочавар – отметила значительные успехи выставки на начальных этапах: «Более 80 художников приняло участие, выставка прошла в 4 городах (Пермь, Владикавказ, Москва и Тула – прим.ред.) (думаю, что это еще не конец) и посетители всех возрастов, профессий и т.п. красят».
Дальше – больше. Нельзя не оценить тот вклад, который внёс этот проект в культурное развитие нашего города. Выставка позволила сотням людям продемонстрировать свои творческие способности, выразить давно копившееся недовольства и, быть может, обрести новых друзей. Дети воплотили свою мечту – рисовать на стенах, а их родители сэкономили на новых обоях. Художники благодаря проекту приобрели ценный опыт в общении со своей аудиторией, познакомились с техниками других творцов.
Это лишь одна из многих выставок, которыми богат наш город. Дальше мы продолжим знакомство с культурными мероприятиями Тулы. От индустриального кластера «Октава» мы переместимся в следующий эпицентр вдохновения и новых знаний – Ясную Поляну.
*Медиатор — не экскурсовод и не смотритель. Это профессиональный сотрудник, одна из многих целей которого — вызвать в посетителе интерес к выставке и к современному искусству в целом, но не через подготовленный заранее текст с информацией (которым, например, пользуется экскурсовод), а через свободный диалог, в котором медиатор скорее слушает, чем рассказывает сам. В ходе разговора он становится одновременно собеседником и посредником между искусством, куратором и художественной идеей выставки, которая не всегда легко считывается неподготовленным зрителем.