Цифровые технологии активно проникают в повседневную жизнь. Чего только стоит нашумевшая в 2016-м году игра Pokemon Go с элементами дополненной реальности. Тогда о ней не говорил только ленивый, хотя её предшественница – Ingress была выпущена еще ранее – в 2012 году. Сейчас мы наблюдаем, как не только игры, но и образование постепенно мигрирует в сеть, появляется множество образовательных ресурсов. Крупные ВУЗы страны также включаются в этот процесс. Уже в этом году одна из дисциплин в ТулГУ преподавалась и сдавалась полностью онлайн.

Карта мира в Ingress. Суть игры заключается в захвате точек и связке их между собой. Некоторые люди даже пересекают океан, чтобы создать большие связи.

А это карты Тулы

В новую стадию развития входят стриминговые сервисы. Очевидно, что западная индустрия на данный момент более развита, но и в России движение есть. Несмотря на то, что первый отечественный проект «ivi» стартовал в 2009-м году, на формирующийся рынок до сих пор приходят крупные игроки. Взять тот же ShowJet с их «Молодым папой». Это касается не только дистрибьюторов, но и производителей контента. Так Netflix недавно купил права на показ российского сериала «Лучше, чем люди» за 1 миллион долларов. Теперь его ждёт перевод на 25 языков и выход в международный цифровой прокат. Это же касается и музыки. Большую часть прибыли музыкальным лейблам приносят именно музыкальные стриминговые сервисы. Всё это — вопросы настоящего. Что ждёт нас в будущем?

Возможно, мы скоро увидим, как театральные постановки и кинопоказы сопровождаются виртуальными персонажами и декорациями. Вместо привычного лектора занятие в университете будет вести проекция, в то время как сам преподаватель будет находиться на другом конце света без потери возможности видеть свою аудиторию и общаться с ней. Автопилоты наконец-то завершат самообучение, а голосовые помощники станут совершенно неотличимы от людей. Понятно, что Москва и Петербург стоят в авангарде этих процессов. Но оказалось, что и Тула не собирается оставаться в стороне. Мы пообщались с представителем недавно открытой организации «Цифровое время», ставящей своей задачей адаптацию общества к формирующейся цифровой среде. Её директор Игорь Щербаков рассказал, зачем нужна подобная структура, и почему она расположилась именно в Туле.

В ноябре 2018 года Имперский колледж Лондона уже запустил проект с голограммами вместо реальных лекторов (сообщили BBC)

Почему возникла необходимость создания такой организации?

Вы знаете, «необходимость», на мой взгляд это — ситуация неизбежных решений, к примеру, когда вы проткнули колесо на трассе. Грязное лобовое стекло или назойливая музыка в салоне уходит на второй план. С «Цифровым временем» история другая. Это скорее «предчувствие». И кстати, у знаменитой картины Сальвадора Дали «Предчувствие гражданской войны», говорят, было и второе название: «Мягкая конструкция с варенными бобами».  Полагаю, на всякий случай. Но могу сказать точно: наша общественная организация – это не «на всякий случай». В том, что новейшие цифровые разработки изменят картину мира в ближайшем будущем, сомнений нет. А у нас нет сомнений в том, что простым людям и специалистам в жанрах массовых коммуникаций потребуется горизонтальная платформа для адаптации к новым реалиям.

Мягкая конструкция с вареными бобами: Предчувствие гражданской войны (1936). Сальвадор Дали

Почему «Цифровое время»?

Название лежало на поверхности. И оно, если хотите, опережает события. Поскольку в полной мере «цифровое время» еще не наступило. Мы находимся на его пороге, но дверь уже приоткрыта. Сейчас можно прочитать очень много прогнозов, вплоть до фантастических куда все же движется цифровой прогресс. Я же вспоминаю статью из журнала «Наука и жизнь», по-моему, 1988 года. Там на четырех страницах автор с восторгом описывал новую фантастическую функцию видеомагнитофонов. А именно «таймер». «Вы уходите на работу, магнитофон все запишет, даже при выключенном телевизоре». Для современного общества это вещь привычная и незаметная, а тогда вызывала столько эмоций.

Каковы основные задачи  вашей общественной организации?

Знаете это тот случай, когда лучше процитировать Устав. «Целью является популяризация современных трендов в развитии цифровых технологий, коммуникация их с направлениями дальнейшего развития кино, театра, музыкальной индустрии, издательской и выставочной деятельности, защиты детей и молодежи от возможных негативных последствий контакта с технологиями виртуальной реальности, защиты интеллектуальной собственности и авторских прав в вышеуказанных сферах». А оторвавшись от официальных формулировок, хочу сказать, что для себя, по-человечески, мы видим основную цель — помочь нашим детям и внукам безболезненно адаптироваться к реалиям цифровых технологий в сфере  VR, но больше даже AR. У нас устойчиво применяется термин дополненная реальность. (прим. ред. в английском варианте более принято augmented reality «расширенная реальность»). Но, поверьте, это тема для еще одной статьи. Страниц на пятьдесят.

Игорь Щербаков. Директор общественной организации «Цифровое время»

Почему вы зарегистрировали ее в Туле?

Это очень устойчивый стереотип. Все что выходит за пределы одного региона должно быть локализовано и зарегистрировано в Москве. А мы уверены, что идеи можно и нужно регистрировать по месту их появления. У нас необъятная страна. И, поверьте, уж что-что, а цифровые технологии без проблем долетят до самых окраин. Маршалл Маклюэн (исследователь воздействия электронных средств коммуникации на общество — прим. ред.) в шестидесятые годы прошлого века написал свою знаменитую книгу «Война и мир в глобальной деревне», где по сути предсказал интернет. И глобус действительно сжался до размеров небольшой деревни. Вы спели песню на одном конце, а на другом ее уже услышали в реальном времени. А я, родившись в Туле, в семье инженеров-конструкторов в том далеком 67-ом году, с детства слышал фамилии людей, создающих технику, аналогов которой не было и нет в мире. Они родились и прожили всю жизнь в нашем городе.

Может это принести выгоду для региона?

Здесь надо понять, что это? Сам факт регистрации в Туле, наверное, нет. А вот проекты, которые «Цифровое время» разрабатывает уже сейчас, ориентированы прежде всего на Тульскую область. Даже, если они федерального масштаба. И даже тот факт, что вы берете у меня интервью в «Октаве» очень символичен. У нас есть масштабный проект «медиа-инкубатория» специально для этого творческого кластера. Мы верим в эффективное развитие нашего региона и верим, что энергия людей, которых мы собираем под флагом «Цифрового времени» только поможет в решении этих задач. Например, стратегическим партнёром проекта является телеканал «Первый тульский».

Кластер «Октава»

Что вы считаете главными вызовами грядущего цифрового времени?

В том то и дело, что мы не воспринимаем это как вызовы. А вот некоторые представители медиа, а под этим термином мы понимаем все средства общественных коммуникаций от древнего театра до современного телевидения, в цифровое будущее смотрят с ужасом. Прогнозы специалистов порой впечатляют. Кинотеатрам конец, театры в онлайн, книги до свидания, живопись в цифровой отпечаток на стене.

Интересная картинка. Но зачем всё это лично вам?

Лично мне? Ответ, я думаю прост. Я не хочу остаться за порогом «цифрового времени». Мне очень хочется, ну хотя бы бежать рядом с локомотивом. Рядом, сколько хватит сил. И мне точно не хочется ползти в последнем вагоне.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.