В прошлые выходные на Куликовом поле прошло празднование 638-ой годовщины Куликовской битвы. Для новичка — это очень интересное явление: люди уезжают подальше от мегаполисов, собираются в поле и погружаются в эпоху средневековья.

Не доезжая восьми километров до центра фестиваля, в Татинках, приезжих встречает усыпанное белыми палатками поле — военно-исторический лагерь. К нему ведет пробка из машин длиной в несколько километров. Кто-то, ради экономии времени, съезжает с дороги и едет полем; а кто-то и вовсе преодолел 270 километров на телеге, забыв обо всех современных удобствах, возрождая историю и погружаясь в средневековый быт. География фестиваля обширна, но чаще всего на глаза попадаются московские, тульские и липецкие номера.

Добираемся до Красного холма: в части поля посвященном военной тематике, людей немного. Все толпятся у полевой кухни. Совсем скоро здесь будут бесплатно кормить всех желающих. У самой печки накрыты столы. Повар разливает в кружки кипяток из расписанного под старину чайника.

Людей в очереди еще немного, но уже слышны разговоры о том, что делать, если еды не хватит:

— Там ещё можно попытаться взять, если не достанется

Второпях подходят два полицейских:

—  И **** [чего] мы припёрлися? Гречка с тушёнкой? Я не хочу.

—  Я тоже не хочу, но тут вкусно. Вкуснее, чем в обычных казанах.

Решают долго, где вкуснее, да и вообще, хотят они есть или нет. В итоге, разочарованно уходят.

Вдалеке слышна средневековая музыка: для гостей фестиваля выступают фолк-группы «Сколот» и «Teufelstans». Люди в очереди начинают пританцовывать. Постепенно каждый получает свой обед. Многие трапезничают прямо на земле: каша — в одной руке, горячий чай — в другой. В одночасье народ стекается в эту часть поля. Очередь на глазах увеличилась в пять раз.

Дальше по ходу следования расположился пункт отбора на военную службу по контракту. Чуть дальше — интерактивная площадка с оружием. Там каждый может подержать гранатомёт и базуку, увидеть парашюты в разложенном и сложенном виде. Также на площадке отвечают на любые вопросы: военный рассказывает про мину, похлопывая по ней ладонью.

 

Людей на фестивале много, и количество площадок такому числу гостей соответствует. Где-то дети сражаются в доспехах на деревянных мечах, рядом тянется очередь из желающих метнуть острое копье в доску. Любители поделок в шатре рядом лепят чашки из глины, учатся вязать, разукрашивают пряники и плетут бусы. Каждый гость может найти развлечение по душе.

Все ожидают начала самого масштабного представления: театрализованной реконструкции средневекового сражения. Эта постановка стала ежегодной традицией. Своими глазами можно увидеть, как происходила та самая битва на Куликовом поле. Конечно, масштаб постановочного сражения не так велик, но выглядит зрелищно. Чтоб лучше все рассмотреть, некоторые залезают на деревья, многие встают на носочки, но толпа зрителей плотным кругом сомкнулась вокруг арены. Представление начинается, все поднимают в воздух камеры. Те, кто так и не пробились в первые ряды, разочарованно уходят.

Для гостей фестиваля работает ярмарка. Каждый торговец представляет товары собственного производства: шлемы, амулеты, броню, щиты и мечи… Здесь есть даже лапти и шкуры! От такого разнообразия разбегаются глаза, и уже начинаешь забывать, что живешь в 2018-ом году. Но в наш век возвращают люди, аппетитно уплетающие фаст-фуд неподалеку: “Русь-бургер” угощает всех желающих, готовых отстоять немалую очередь. 

Тем временем подходит к концу постановочное сражение и по территории лагеря разбредаются разгоряченные запыхавшиеся войны. Мы подходим к некоторым из них.

Алексей Еременко, город Харьков, клуб «Дружина»

Первый раз принимаете участие в фестивале?

— Сам я с Харькова, Украина. Но здесь уже 14-ый раз.

Нет проблем с пересечением границы?

Как видите, доехал. С 2004-го года езжу и буду ездить дальше. То что происходит, меня не волнует.

Для чего вы принимаете участие в фестивале? Это историческая память?

Это увлечение всей моей жизни. Хобби с большой буквы. Лично я занимаюсь XIII-ым веком. Начинал с монголов, потому что степь Харьковская — это половцы, хазары; весь степной край. Очень интересно. И уже четыре года я в белгородском клубе состою. У Руси на службе было много монголов. Степным племенам платили деньги и они были на службе. Это даже не дань, они были как служивые люди.

То есть были наёмниками?

Да, именно так.

Когда вы решили себя посвятить этому Хобби?

Вообще, занимаюсь этим 20 лет, а с 2007-го года посвятил себя полностью этому движению. Изучаю книги, накапливаю материал, общаюсь с людьми… И получилось, что погрузился максимально глубоко. И вынырнуть уже невозможно, поверь мне.

Можете рассказать самый запоминающийся случай, который с вами произошел на одном из фестивалей?

2005 год, Куликово поле. Нас было 250 человек на 200 (прим.авт. описывается сражение в лагере реконструкторов). Когда наших осталось 10 на 50, понял, что каким бы крутым бойцом ты не был, как бы ты не махал клинками — если тебя окружают 50 человек, а вас всего 10…

Ну это же постановочные бои?

Нет. Там мы по жизни друг друга бьём.

Там — это где?

В восьми километрах отсюда есть мост. Наш лагерь — сразу за ним. И там проходят сражения: полная экипировка, топоры, алебарды, совы, копья. Всё по-настоящему, бьют со всей силы. И вот, когда нас остаётся 10, а их 50… Нас раскатали 48:0. Сейчас мы таких боёв не собираем, усложнились требования к доспехам, многие участники не могут приехать. Ну а вообще, каждые выходные — фестиваль. Псков, Саратов, Белый город, в Судаке “ГенШлем”. Едешь на одни и те же мероприятия каждый год, потому что привык на них ездить. Куликово поле, лично для меня, это закрытие сезона.

Кем вы работаете?

По специальности я социальный работник: собес, центры занятости и прочее, но работаю в сфере изготовления вещей. Мы шьём обувь, сумки, делаем ножи, шапки. Обычно, среди реконструкторов огромное количество людей работает в таких сферах, о которых даже подумать не мог. Например, мои одногруппники работают в Белгороде на метизном заводе, а капитан клуба — учитель в школе. Мы разные, каждый занимается своим делом, но при этом Хобби, да и самих себя, мы находим здесь. Спокойно, тихо выйдем, повоюем, а домой возвращаемся умиротворенные. Выброс адреналина нужен, а по жизни это не всегда возможно. Вот здесь лишний адреналин сбрасываем — нам хорошо.

Илья, город Суздаль. Сыровар

Первый раз принимаете участие в фестивале?

Нет, раз четвёртый здесь. Фестиваль с каждым годом растёт…

В плане количества зрителей или…

Количество мероприятий для участников и туристов увеличилось. Очень много интересного. Вчера в нашем лагере проводились состязания дружин. Хоть старались делать все по правилам, маршалы иногда не замечали, что кто-то не хотел падать, кто-то считал, что его не убили. Чисто физически за всем не уследить. Поэтому жёстко было, но весело. 

Какие ещё фестивали посещаете?

В этом году немного посетил: был на обороне земли Владимирской, на “Ледовом побоище”, был одним из организаторов фестиваля “Очная ассамблея”. А вообще, работаю и не могу зачастую никуда ездить.

Можете рассказать самый запоминающийся случай, который с вами произошел на одном из фестивалей?

Случаев очень много, мы каждый вечер у костра их рассказываем. На «Ледовом побоище» я в апреле плавал в Чудском озере. Оказалось, не так уж и холодно. А однажды к нам приехал мужчина, местный житель того края, продавать рыбу; был явно пьяный. Начал приставать к людям в нашем лагере. Так как не все реконструкторы любят, когда гражданские приходят в лагерь — то я принял весь огонь на себя. В итоге выдворил я его из нашего лагеря, а он мне отдал полную машину рыбы — всю свалил к нам. Потом ходил по лагерю и искал, куда бы её пристроить.

На одной из площадок стоит юрта. Внутри нее — черноволосый мужчина рассказывает про быт монголо-татар.

— Щиты, вопреки мультикам и фильмам, не оковывались, это было дорогое удовольствие, поэтому делались из дерева. Шлем, наручи — это предметы роскоши. Не у каждого же есть Мерседес в наше время. Две невесты собирали юрту за 15 минут, а иначе женщин не брали замуж. Если она не может собрать юрту, то зачем её вообще растили, и чему она научилась за свои 12 лет? Обратите внимание на возраст. Вообще, силами трёх-четырех взрослых мужчин, юрта собирается в течение полутора часов. Ее можно везти на двух верблюдах или на одной Газели.

Мимо проходят красные девицы в кафтанах и с покрытой головой, стеснительно разговаривают друг с другом:

— Как же они не умерли в кольчугах?

— Да *** [чёрт] знает!

Неподалеку стоят мужчина и женщина в народном одеянии, явно выделяясь из толпы.

Ирина и Дмитрий Осетровы, клуб «Русские дружины», город Иваново

Ирина Осетрова: У нас в клубе почти все люди в доспехах, им стоять на жаре очень тяжело. Представляете, 30 килограмм! И участники далеко уже не молодые. Если учесть, что сейчас до 30-ти лет — это еще молодое поколение, то раньше воин 30-ти лет был уже стариком. Хотя, у нас и дети участвуют в реконструкции, их очень много в клубе. Ребята занимаются уже много лет — пришли в реконструкторский клуб с папами, можно сказать, с пеленок. 

Кто из вас первым стал увлекаться реконструкцией?

Дмитрий Осетров: Увлекаться стали вместе. У нас своя кузня есть, мы возим ее с собой. Нечто подобное я видел у многих ребят: собрали кузницу, горн из глины слепили и мехами раздувают.

Получается, для вас фестиваль, в некотором роде, и развлечение, и заработок?

Дмитрий Осетров: Да. Если есть желание, я снимаю кузнечную куртку, надеваю доспехи, немножко побьюсь. Когда чувствую, что уже тяжело, пойду посижу, поработаю. Жена пока в это время всякой кузнечной мелочёвкой занимается.

Расскажите про кузнечное дело. Были интересные случаи?

Дмитрий Осетров: У нас не так давно “Кречет” был, свой фестиваль в Иваново. Стою, кую, иногда даю молоток детям. Объясняю: ударишь молотком, а потом убирай. Стоит мальчик, смотрит мне в рот, моргает глазками. Маленький, худенький, очкастенький. Кивает мне головой, я уточняю: “Всё понял?”. Он говорит: “Да”. Надевает фартук, я отдаю ему кувалду. Давай, говорю, погнали! Набрали хорошую ковочную скорость, паренёк попадает нормально, технично работает. Говорю ему: “Иди кашу кушай, а как подрастёшь — я тебя молотобойцем возьму.” Начали смеяться: “Ещё четыре часа работы, и нож с тобой сделаем”. А голос сбоку мне говорит: “Он не понимает”. Поднимаю глаза, там женщина:

В смысле?

Он англичанин, он не понимает, и быстро что-то говорит мальчишке по-английски.

Выходит, я ему двадцать минут стоял объяснял, как и чего, а он кивал, глазками хлопал, мол: «всё, мужик, жги…»

Ирина Осетрова: Вот пожалуйста, язык народов.

Дмитрий Осетров: Что-то постоянно случается, всё не запомнишь, конечно. Но иной раз встречаешься с другими реконструкторами, и начинается: “а помните, а вот это видели…” И так всегда.

К вечеру вновь появляются полицейские. Они ходят по рядам и говорят торговцам, что пора заканчивать. Продавцы огорчаются, ведь торговля только началась, а уже приходится уходить. Но так происходит каждый год: сотрудникам пора приводить всё в порядок, а людям — разъезжаться по домам и возвращаться к привычной жизни.

Авторы: Максим Шевченко, Мария Гусь.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.