2 декабря в Туле прошел первый для нашего города фестиваль комиксов «PIXEL FEST», объединивший под своим крылом порядка двухсот человек. Изначально это был всего лишь учебный проект, но всё стоящее всегда начинается с малого. У ребят не было денег, но было желание сделать хорошо, и вот, что из этого вышло:
Посетителей ожидали конкурсы, презентации, дефиле косплееров, игровая зона, встречи с авторами комиксов и многое другое. Не обошлось без теплой уютной атмосферы и, конечно же, нас.

Что бы это могло значить? Когда я зашел в ММЦ «Родина», где проходил фестиваль комиксов «PIXEL FEST», то показалось, что здесь не так уж много людей, однако первое впечатление оказалось ошибочным. Осознание этого пришло, стоило мне только заглянуть в конференц-зал. Там проходила лекция, на которой было значительно больше посетителей. Я подоспел к концу выступления Александра Холопова и Дмитрия Степина — создателей комиксов «Второй» и «Про крутизну» (студия «Крутая Рисовка»). Ребята стояли на сцене и делились со зрителями своим опытом.
Дмитрий Степин. Фото: Светлана Майская Голос из зала: А что посоветуете начинающему комиксисту? Александр: О… Это моя любимая телега. У вас есть час времени? Если коротко, секрет таков: глупость, наглость и наглость. А если серьезно, ставьте себе цели, много маленьких целей и стремитесь к ним… …Очень важно контролировать себя, а лучше, чтобы контролировал другой: запирал вас в подвале с тараканами и заставлял писать сценарий и рисовать… …Ставьте конкретную цель и время ее достижения, вы все равно не успеете… …Вначале беритесь за маленькие работы, которые можно быстро закончить и порадоваться. Радоваться, когда ты закончил, — это очень важно. Ради этого же все и делается.
Фото: Светлана Майская Отдельно стоит отметить, что выступающие отлично удерживали внимание аудитории, и в зале регулярно слышался смех. После лекции люди быстро ретировались в главное помещение, и теперь оно заметно оживилось. Были люди, оставшиеся не в восторге от работы с пространством, однако организаторы, как могли, постарались вдохнуть в эти стены жизнь. Впрочем, большинству не было до таких мелочей никакого дела. Иван Растегаев (организатор): Мы* учимся на 4 курсе по специальности «Реклама и связи с общественностью», и нам дали задание провести массовое мероприятие. Идея фестиваля пришла спонтанно, потому что я увлекаюсь гик-культурой и предложил что-то связанное с комиксами. Мы хотели развеять мифы и стереотипы о комикс-культуре, о том, что это детская публицистика и несерьезное чтиво. У нас абсолютно не было финансирования, и я считаю, что в этих условиях мероприятие удалось. Основной проблемой был поиск помещения, «Родина» нам в этом помогла. *— Анастасия Бакаева, Иван Растегаев, Полина Васильева, Маргарита Губарева, Маргарита Сальникова, Владислав Сливко
Фото: Светлана Майская Помимо прослушивания лекций, в конференц-зале играли в «Крокодила» (загадывали необычных героев вселенной Marvel), также там проходило дефиле косплееров, большая часть которых отсылали нас к аниме-культуре. Лично я выделил девушку в костюме Пьеро, выходившую под одноименную песню группы «КняZz», невероятно эффектно сорвавшую маску. А также образ Дейдары из аниме «Наруто». В какой-то момент даже захотелось выкрикнуть «Кац!» (японский: взрыв).
Фото: Светлана Майская
Александр Холопов (слева) и Дмитрий Степин (справа). Фото с Boomstarter Сложно ли было начинать творчество? Дмитрий: На первых порах нам очень везло, мы встречали много нужных людей, это и Валентин Заварзин, который предложил условия, какие не предложило бы ни одно другое издательство. Это художники, с которыми удалось замечательно сработаться. Были непредвиденные обстоятельства, но непреодолимых препятствий не было. Как оцениваете комикс-культуру в России? Д.: Хорошо. Я думаю, нам нужно больше всего. Все, что происходит, оно нужно, и хорошее, и плохое. Чтобы потом отфильтровалось то, что в итоге и станет индустрией. Стало быть, это ниша, в которую можно и нужно смело заходить? Д.: Если это идея что-то пробовать и делать, то да. Но нужно конкретно понимать, что ты хочешь делать. Александр, а вы что думаете? Александр: Я не знаю. Я запутался. Я точно знаю, что никто в стране не умеет продавать авторский комикс. Это все еще андеграунд для людей, которые в теме. Есть люди, которые целенаправленно ищут информацию об авторах и поддерживают их. Но массовый читатель просто не понимает, почему между Человеком-Пауком и комиксом «Фронтир», например, должен выбрать второе при той же цене. Когда мы научимся рассказывать людям, что комиксы — это круто, и они бывают не только мейнстримные, вот тогда у индустрии все будет хорошо. А пока лучшее, что мы можем сделать, — это кататься по фестивалям и общаться с людьми. Была версия, что видеоблогеры нам помогут и спасут всю индустрию, но практика показывает, что даже рассказы топовых видеоблогеров о твоих комиксах не дают большого прироста узнаваемости.
Обложка комикса Второй #5 Вы сказали, что читатель не понимает, почему между зарубежным и отечественным комиксом он должен выбрать именно отечественный. Так почему же? А.: Есть очень популярная телега, что раньше ты мог купить все комиксы, вышедшие на русском языке, а сейчас где-то четверть. Поэтому приходится выбирать между очередным Дедпулом или Человеком-Пауком и отечественным комиксом, а зарубежный комикс ты знаешь. Знаешь, чего от него ожидать. Что ждать от русского автора — ты пока совершенно не понимаешь. Есть несколько зарекомендовавших себя имен, но даже они продаются не очень. Вообще, я ввязался во все сразу: придумал комикс, открыл магазин комиксов и организовал «BizarreCon» — фестиваль в его поддержку у нас в Рязани. «BizarreCon» проходит уже третий год и постепенно развивается. Привозим как можно больше авторов и делаем упор на то, чтобы люди проникались творчеством других, и им захотелось попробовать самим. Упор на мастер-классы и вдохновляющие лекции стараемся делать, заманиваем людей видеоблогерами. Все довольны, все радуются, всем весело и жить становится интереснее. А как вам тульское мероприятие? А.: Хорошо, мы получили удовольствие, потому что все тихо-спокойно и по-домашнему приятно и уютно. Вообще, в Туле все неплохо, недавно привозили автора «Тюмэна» Гошу Елаева. А.: Гоша — молодец. Я с ним познакомился в Тюмени, катались туда на фестиваль. Он отличный парень. Вот, тоже авторский комикс, тоже ездит и тоже сам, своим лицом и своей харизмой продает комикс. Пока еще автор продает комикс, а не комикс автора. И вот когда поменяется направление, тогда можно будет говорить, что всё хорошо.
Фото: Светлана Майская Пока мы общались, в зале проходил конкурс танцев, люди играли в «Mortal Combat», у стенда настольщиков постоянно разыгрывались партии. Я наблюдал за всем происходящим, пока один из знакомых не сказал мне: «Тут человек, который рисовал «Защитников». В этот момент я воспрял духом, мое лицо рефлекторно преобразилось в лик всем известного киноообзорщика, и я снова поторопился в конференц-зал. Там презентовал свою новую работу художник комикса «Защитники» Рафаэль Тер-Степанов. Справедливости ради стоит отметить, что это лишь одна из многих его работ. Также он участвовал в создании «Второго».
Рафаэль Тер-Степанов. Фото: Светлана Майская Как оцениваете комикс-культуру России? Рафаэль: Мне кажется, с каждым годом она становится все шире и шире. Банально, я увидел, что мой младший брат начал увлекаться комиксами, его друзья начали, хотя в моем возрасте не было такого размаха. Не обидно, что из-за «разноса» экранизации «Защитников» значительная часть потенциальной аудитории прошла мимо комикса? Р.: За любую неудачу, конечно, обидно. Идея-то была хорошая, в этом фильме не показали ничего плохого, там не было насилия, не было эротики или чего-то еще. Фильм не оценили. Да, если отвечать на вопрос, то да, конечно, обидно. Что нужно сказать потенциальному читателю, чтобы он отложил в сторону «а, защитники, все понятно» и все же заинтересовался комиксом? Р.: Наверное, нужно рассказать историю каждого персонажа по отдельности, раскрыть каждого. За нас уже это сделал Marvel. Они раскрывают каждого персонажа по отдельности и только потом объединяют их в команду. Хотя была Фантастическая Четверка, команда изначально, но даже там всем уделялось внимание. Ведь супергерой – не только его способности, это, в первую очередь, человек и его индивидуальность, его реакция в той или иной ситуации.
Фрагмент новой работы Как вам сегодняшнее мероприятие? Р.: Мне правда очень понравилось, не было сумбура и сумасшествия. Все было спокойно, и мне это понравилось. Первый раз я расслабился на фестивале. Во время лекции казалось, что вы не привыкли к такому количеству вопросов. Р.: Да, из-за «Защитников» меня не очень-то любят в мире комиксов. Когда я в прошлый раз давал презентацию, было как в «Тор: Рагнарёк»: «Хотел революцию, а пришла только мама». И правда, пришла только моя мама.
Стервятник. Фото: Светлана Майская
Фото: Светлана Майская Публика на «PIXEL FEST» была разношерстной. Да, в основном это была молодежь, но присутствовали там, как дети, так и весьма взрослые люди, которые не стеснялись принимать активное участие в мероприятии. Парень, показывающий Стервятника на сцене, был настолько харизматичен, что я не смог не уделить ему внимание в этой статье. Кому-то гости фестиваля могут показаться странными, но это совершенно не так. Большинство присутствующих здесь — веселые, жизнерадостные и свободные от стереотипов люди. Я был бы не прочь видеть на улице оживших героев комиксов и манги. Это намного лучше, чем хмурые и невыразительные силуэты, бесследно проскальзывающие мимо.
Фото: Светлана Майская Напоследок мы спросили у Вовы Апёнова (владельца магазина BWComics) почему в России с комиксами всё так, и почему они не только для детей: Комиксы — это искусство. Тезис это или манифест решать вам. Комикс в его нынешнем понимании зародился плюс минус в одно время с кинематографом. И если последний из ярмарочной потехи достаточно быстро превратился в универсальный способ разговора с широкими массами, то рисованным историям для настоящего прорыва в разных странах понадобилось от сорока до восьмидесяти лет. Нам тут не повезло, сто лет назад новые владельцы самой большой страны в мире выбрали важнейшим искусством именно кино. Оно к тому времени гораздо больше годилось для пропаганды светлого пути к коммунизму, его было легче контролировать (потому что было сложнее создавать) и утилизировать. Комиксы остались для русского человека недоступной диковинкой из-за железного занавеса. Когда стены пали, было уже поздно.
Человек, в силу особенностей мышления, формирует авторитеты последовательно. Авторитеты родителей передаются детям, укореняются, мутируют и передаются дальше. Комиксам понадобилась сотня лет, чтобы перейти в массовом сознании в стадию принятия, темпы XX века это еще позволяли. Появилось условное деление на массовые и андеграундные истории, графические романы и фэнзины со свей аудиторией. После родились видеоигры, электронная музыка и внимание переключилось на них
Мы получили все и сразу. Запретное стало доступным, люди порадовались, слизали сливки и тут же потеряли интерес. Многие буквально не понимали куда смотреть, именно поэтому комиксы остались для подавляющего большинства людей сиюминутной забавой из детства. От комиксов дистанцировались.
Выступая защитником комиксов, как взрослого искусства, принято в качестве козырей применять Пулитцеровскую премию «Мауса» или наличие убийств в супергеройских историях, будто убийства подходят исключительно «взрослым» медиумам, но это лишь припарки для трупа. Оживить его сможет лишь ваша смелость и понимание того, что относительно искусства все мы еще дети. Редактор: Светлана Андрианова