Прихожу на интервью за несколько часов до концерта, осматриваюсь. Работа вокруг идёт не менее напряжённая, чем в цеху. Захожу в подсобку, больше похожую на продуктовый склад. Странно видеть артиста в таких декорациях, но понятно, что именно так выглядит обратная сторона гастролей любых музыкантов.

Как вы отреагировали на завершение проекта «Ляпис Трубецкой»?

Это было уже давно. Мы все спокойно отреагировали, стали продолжать то, что умеем делать… Ну, как нам кажется, мы умеем.

2010-й год, очередное переизбрание Лукашенко. Цитата: Нас начали прессовать, запрещать концерты, а роспуск группы восприняли бы как трусость и малодушие”. Расскажите поподробнее про этот не самый приятный период в жизни группы.

Было такое дело. Мы отыграли один или два концерта, остальные были отменены по совершенно дурацким причинам. Порой доходило до маразма. В Гомеле были проданы все билеты, а это порядка двух-трёх тысяч. Сказали, что в этот день будет не то снег, не то дождь и крыша не выдержит. И так постоянно находились какие-то формальные поводы для отказа. Так случалось чуть ли не в каждом городе, и в итоге тур свернулся.

У нас в стране существует практика, принятая ещё в Советском союзе: чтобы провести концерт, ты должен получить гастрольное удостоверение. Его дают специалисты-идеологи, управление культуры и прочие лица. Они рассматривают запросы на предмет соответствия эстетическому… Понятно, что нам их просто не выдавали.

На десятках сайтов натыкался на такой факт: за много лет участия в группе «Ляпис Трубецкой», Булатников не сыграл ни одной ноты на гитаре, хотя играть на акустической гитаре Павел умеет…

Это связано с тем, что у нас всегда были люди, играющие на гитаре намного лучше и профессиональнее. Так зачем же я буду колупаться и смешить народ? Как-то так сложилось, что я больше тру-ля-ля.

Возвращаясь к предыдущему вопросу про негласный запрет выступать в Минске, сейчас у группы нет проблем  с властью?

Да нет. Ни у нашего коллектива, ни у Сергея, насколько я знаю.

Но он, тем не менее, не выступает в России.

В России нет, а в Украине и Белоруссии — да.

Более четырёхсот концертов за четыре года: как работаете в таком ударном темпе, и как расслабляетесь?

Я не думаю, что это сильно ударно. Многие наши российские коллеги дают куда больше концертов и нормально себя чувствуют.

За исключением какого-нибудь Филиппа Бедросовича, который по два концерта подряд может давать в одном городе…

Я имею в виду именно наших коллег, а не эстрадных исполнителей. А расслабляемся, как все. Мы не то, что бы ЗОЖевцы. Главное не переборщить.

Фото: Мария Гусь

В 2012-ом году, во время прошлого вашего визита, в СМИ прошла информация об отмене концертов в Туле и Калуге из-за запоя музыкантов. В итоге в Туле концерт состоялся…

Я вряд ли уже вспомню детали, но в нашей практике случались такие истории. Как это официально называлось? По причине болезни одного из членов коллектива. Бывало и такое, что уж тут врать?

Вы выступали на фестивале в Германии: когда и как это было? Понятны ли были немцам русские песни или происходило «потребление» музыки: принятие ритма, голоса, но непонимание текста?

Это было уже в рамках группы «Трубецкой». Фестиваль был в Берлине, назывался, по-моему, Red square. Основная часть публики была русскоязычной, но немцы тоже были. Я думаю, что люди, любящие гитарную музыку, все понимали и без привязки к языку. Что нужно слушателю на фестивале? Музыка, энергетика. Даже если не понимаешь смысл слов. Мы ведь тоже слушаем западные коллективы, зачастую не всё понимая, но, тем не менее, воспринимаем это нормально.

«Ляпис Трубецкой» распался относительно мирно — почему в дальнейшем испортились отношения?

Не знаю. Я ни с кем отношения не портил.

Ссоры с Михалком нет? Возможно ли совместное выступление с Сергеем?

Я обычно говорю так: никогда не говори никогда; любые крайности страдают ложью. Но на данном этапе, в данной ситуации, мне кажется это не очень уместно.

В анонсах к концертам ваш жанр описывается как «хэви-дэнс мьюзик». В одном из интервью вы сказали, что давно ушли от этого звучания. Как сейчас описываете жанр, в котором играете?

Сложно описать. Иногда у нас в программах симбиоз: есть и старые песни «Ляписов», и новые «Трубецкого», тяжёлые, и не очень. Винегрет, шизофрения, но это всё равно гитарная музыка — достаточно тяжёлая и плотная.

Один альбом за четыре года творческого пути — ввиду молодости группы?

Вы посчитайте все синглы, которые мы выпустили. За один год вышло более 20-ти треков. Сейчас востребованность альбомов пропала, людям интересно здесь и сейчас. Никто не хочет заморачиваться и слушать целый альбом. Более того, как мне кажется, многие просто включают песню, и если за пару секунд она не воткнула  всё, следующую начинает слушать.

Довольно спорное утверждение.

Мне кажется, что молодое поколение слушает именно так. Иногда в альбоме не успеешь донести мысль, а слушатель уже потерялся.

Мне кажется, тогда это плохой альбом. Или плохой слушатель.

Плохих слушателей не бывает — бывают плохие артисты.

Это из разряда “клиент всегда прав”?

Если делаешь музыку для определенной аудитории, значит ты должен их чем-то зацепить. Понятно, что людям, слушающим «Руки вверх», ничего против них не имею, вряд ли понравится такая музыка.

У «Руки вверх» довольно интересная аудитория сейчас: новая русская волна в музыкесимбиоз андеграунда и попсы, и многие молодые люди слушают «Руки вверх».

Это потому, что эта музыка звучала в их детстве.

 

Фото: Мария Гусь

Принятие решений в группе «Трубецкой» отличается от принятия решений в «Ляписе»?

По большей части, да. Здесь больше коллективного творчества, решения принимаются совместно. До этого в группе был яркий генератор идей. Не скажу, что всё только на нём держалось, но тем не менее.

Это про Сергея?

Да.

Не так давно общались с группой «Кирпичи», такими же долгожителями. Василий Васин сказал такую фразу: “Власть не обязательно любить, но её нужно уважать”. Ваша группа дистанцируется от политики?

Да. В рамках группы «Ляпис Трубецкой» мы сказали всё, что хотели, всё, что могли. Сказали даже то, что не должны были говорить. На данный момент политика нам не интересна. Мне кажется музыкаэто та вещь, которая должна объединять людей. К сожалению, сегодняшняя политика и так людей раздербанила на несколько лагерей. Вы же наверняка видите, что иногда у целых семей возникает конфликт по политическим мотивам, и родные люди могут не общаться из-за этого.

Сталкивался с конфликтами на этой почве, но чтоб прекращать общаться…

А я знаю о подобных ситуациях, и это далеко не единичный случай. Поэтому и говорю, что музыка — вещь, способная объединить нас. Невзирая на наши политические взгляды, социальные, экономические статусы… Придя на концерт, совершенно разные люди могут общаться посредством музыки, а если мы будем в этот момент устраивать раздрай, мне кажется, ничего хорошего не получится.

Года три назад у вас был совместный проект с «Лигалайзом» — с кем ещё хотелось бы поработать? Кому пришла идея записать тот трек?

Так получилось, что с «Лигалайзом» мы знакомы очень давно. Он частенько бывал на наших московских концертах. Однажды, когда коллектив уже развалился, мы в очередной раз зависали после концерта. Зашёл разговор, что нам обоим нравится один и тот же трек группы The roots. Мы решили замутить похожий трек по мотивам. Такие вещи  обычно заранее не планируются — всё случается спонтанно. Иногда получается, иногда нет. Поэтому в наших планах сейчас нет того, с кем хотелось бы записаться. Может на одной общей волне мы с кем-нибудь пересечемся… Раз-раз-раз, какой-нибудь кипишь и всё.

С кем ещё из музыкантов неформально общаетесь?

Со многими музыкантами знакомы. Всё-таки, мы столько лет этим занимаемся, на фестивалях видимся.

Кого можете отметить из современных музыкантов? Может за чьим-то  творчеством следите или просто кто-то запомнился?

Сложно сказать. Про современных хип-хоп исполнителей точно не скажу. Может быть я выгляжу смешно.

Нет, почему?

Ортодоксом. Меня эта история вообще не привлекает. Не вижу в них ничего общего со понятием «музыки». Не моё это, поэтому про этих персонажей я ничего не могу сказать. Современные коллективы? Да много хороших коллективов: например, Луна, Северный флот… Много достойных.

Фото: Мария Гусь

Какие песни из «Трубецкого» большего всего нравится людям? Какая нравится вам?

Часто бывает, что с помощью опросов в ВК, мы видим, что народ ставит лайки под песнями, которые мы считали средненькими. А людям они больше всего нравятся. Наверное, это нормально, что у публики и музыкантов немного разные представления об идеальной песне. 

На данном этапе у вас получилось сделать ту самую, идеальную песню? Или вы постоянно находитесь в творческом процессе?

Пока ещё находимся в поиске. Хотелось бы совместить то, что нравится нам, и, в то же время, угодить нашим слушателям. Попасть в десяточку. И у нас все козыри на руках. Сейчас мы занимаемся написанием нового альбома — вдруг всё-таки сможем создать тот шедевр, который будет нравиться и нам, и публике.

В сети есть информация, что Сергей Михалок запретил исполнять песни «Ляписа Трубецкого» его сочинения. Позже сказал: “если они исполняют, то я буду тоже”. Но в суд подавать не будет, так как он против судебных разбирательств. В итоге, вы с ним договорились или пустили всё на самотёк?

Столько сообщений выходило: разрешаю, запрещаю, разрешаю, запрещаю… Лично я перестал следить за этим. Мы просто продолжаем петь эти песни и всё.

А в одном из интервью от 15-16-го года, ваша группа заявила о том, что песни «Ляписа Трубецкого» исполняться не будут…

Дело в том, что заявлений было много с той стороны. Это порядком нервирует нас, публику, держит всех в каком-то дурацком состоянии. Да, мы сделали это заявление, а потом, поразмыслив, решили, что получается неловкая ситуация: мы же берём себе название «Трубецкой».

И менять название уже поздно — назвался груздем…

Мы назвались груздем, чтобы исполнять эти песни. Потом мы вдруг оставляем название, но при этом отказываемся петь песни. Это реальная шизофрения. Мы стали заложниками ситуации, поэтому оставили всё как есть.

Количество зрителей на «Ляписе» и «Трубецком»: тяжело было перейти со стадионов на клубы?

Это была нормальная ситуация: мы понимали, что после дворцов, стадионов и прочего нам придётся перейти в небольшие клубы. Понятно, что не те гонорары, не те сборы, не те толпы людей, не те технические условия и так далее.

Как к этому отнеслась группа?

Да нормально все отнеслись. Мы люди из более раннего времени, всё это уже проходили. Есть прекрасные примеры, как людям после мировой славы приходилось выступать «на фургончике». Я говорю про Дейва Грола (прим.авт. барабанщик Nirvana, в дальнейшем гитарист-вокалист собственной группы Foo Fighters): мировая известность, мировая звезда, а после Nirvana, первое время, им пришлось колесить по Америке на маленьком автобусе за смешные деньги. Вы, наверное, в курсе этой истории?

Да. Также вспомнился пример New order, после распада Joy division.

Примеров масса. Что здесь такого? Такова жизнь.

Фото: Мария Гусь

#Гостеваядорожка

Можете посоветовать трек и объяснить, почему именно он?

Как пример красивой, но неизвестной музыки.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.