Уже месяц с лишним мы можем наблюдать в Тульском музее изобразительных искусств выставку с волнующим названием «Я совсем не европеец».
Выставка «Я совсем не европеец» — первая в Туле экспозиция, привезенная из собрания Государственного Русского музея, прямиком из Северной столицы, что является важным событием для культурной жизни города.
Наталия Гончарова — художница, график, сценограф, иллюстратор книг,
какое-то время являлась участником «Бубнового валета» вместе со своим
мужем — Михаилом Ларионовым.
Прим. автора — «Бубновый валет» — общество художников, русская художественная группа, самое крупное творческое объединение раннего авангарда, существовавшее с 1911 по 1917 год.
Мы можем увидеть семь полотен Гончаровой раннего периода, выполненных с 1907-го по 1910-й: «Провинциальный пейзаж», «Бабы»,
«Беление холста», «Подсолнухи» и так далее.
Судьба Гончаровой тесно связана с Тулой: именно в Тульской губернии она родилась и там прошли ее детские годы.
Так почему же поэт Велимир Хлебников назвал художницу «Скифской жрицей»? В своём творчестве Наталья Гончарова обращается к Руси: тяжелоступой, плодородной, скифской, многоцветной и народной. Изучая подробную биографическую сводку о художнице (которая представлена на интерактивном мониторе перед входом на экспозицию, что делает посещение более полноценным), ее муже и эпохе — мы узнаём, что перед тем как писать полотна, Наталья Гончарова занималась скульптурой. Это будто можно увидеть в том, как она отображает телесность своих героинь: большие руки с мощными кистями, увесистые ноги.
Например, картину «Бабы» хочется соотнести с полотнами Гогена или Сезанна: игра с перспективой, яркие цветовые акценты, сюжет. И ты, будто застигнутый наблюдатель, смотришь за женщинами в быту, в ремесле.
Но Наталия Гончарова ощущала свою принадлежность миру деревни: «Сезанн и иконы равноценны, но мои вещи, сделанные под влиянием Сезанна и икон совсем не равноценны. Я совсем не европеец. Эврика» Также хочется сказать об оформлении экспозиции. Холсты, на одном из которых отпечатана афиша выставки, ниспадают с древнего крестьянского ткацкого станка. Между картинами «Бабы» и «Беление холста» стоит манекен с подлинным костюмом крестьянки тульской губернии из фондов изобразительного музея, рядом — витрины с расшитыми рушниками и белевским кружевом. Прямо под полотнами установлены валики для плетения кружев, на которых покоится домотканое полотно, где отпечатаны стихи Марины Цветаевой. Художница и поэтесса дружили.
Безусловно, оформление особенно хорошо подчеркивает тематику выставочных работ, ненавязчиво аккомпанирует тихая фоновая музыка– фольклорный ансамбль «Вереница», который был создан в сентябре 2013 года на отделении Тульского колледжа искусств им. А.С. Даргомыжского. Такие, казалось бы, мелкие детали формируют то трепетное и тонкое восприятие выставочного пространства. Яркий цвет ткани, обрамляющей картины — насыщенно-красный — отвечает красным акцентам на картинах художницы. Если взглянуть пристальнее, кадмий красный будто светится изнутри при внимательном рассмотрении полотна.
Художник, иллюстратор, студентка отделения истории искусств РГХПУ им. С. Г. Строганова — Арина Лифанова» о выставке:
На выставке работ Натальи Гончаровой кураторы намеренно подчеркнули связь художницы с Тульским краем, выделив ее сферу интересов. Наталья Гончарова вдохновлялась не только Гогеном и европейскими примитивистами, но и лубком, крестьянской культурой и православными иконами. Православные иконы стали изучать, ценить и реставрировать только на рубеже XIX — XX вв. и многие авангардисты подхватили это увлечение, перенося его на свои провокационные полотна. Так продолжилась линия нащупывания своей национальной идентичности и преобразования ее на новый лад. Весь мир увидел русскую культуру в новом свете благодаря Дягилевским «русским сезонам», где наша землячка, Наталья Гончарова, смогла развернуть свой талант в оформлении нескольких постановок.
На выставке представлены работы художницы из коллекции Русского музея. Пестрые натюрморты количественно преобладают над жанровыми композициями со сценами деревенской жизни. По сему нахожу излишним такое множество предметов крестьянского быта на
столь маленьком выставочном пространстве: на мой взгляд, без манекена в народном костюме можно было обойтись. На месте вышиванок для полного освещения преемственности традиции уместнее было бы поместить лубочные картинки. Ну это если совсем придираться. На самом деле радует активность, которая начала проводиться со стороны больших музеев искусства по отношению к регионам. Было бы славно, если бы люди со всей страны могли бы изучать историю русского искусства в подлинниках не только в двух столицах. Хорошо, что нам дали такую возможность.
До закрытия выставки остаётся всего пару дней, а точнее — выставка
будет работать до 22-го октября включительно. Поэтому если еще не
успели посетить – там есть, на что посмотреть.