К концу XVIII века в Туле насчитывалось 1427 домов. Каменных из них было всего 74. К началу ХХ века количество построек увеличилось до 8 тысяч, и лишь десятая часть из них были каменными. Сегодня, конечно, ситуация изменилась. Дерево не долговечно. Оно погибает в пожарах, прогнивает, разрушается от времени без должного ухода.
С каждым годом в оружейной столице остается все меньше деревянных построек. Одни исчезают тихо и незаметно, других, например, единственную водоразборную будку, пытаются спасти практически всем миром. Сохранить каждый дом невозможно, но сделать так, чтобы такая архитектура не была забыта, – задача вполне посильная.
Периоды деревянной постройки в Туле делятся на несколько этапов. Тем наличникам, которые сейчас можно встретить в Туле, чуть больше ста лет. Дело в том, что в середине XIX века в Туле были серьезные пожары. И сильнее всего пострадала деревянная застройка. Часть домов была уничтожена из-за городского перепланирования в конце XVIII века.
Практически каждый из дошедших до сегодняшнего дня деревянных домов уникален. Найти похожие наличники можно, но они относятся к периоду более поздней застройки. Дело в том, что у мастеров не было принято копировать и повторять узоры на оконном украшении: это считалось зазорным. Каждый стремился сделать свой дом уникальным.
Считалось, чем богаче убранство дома, тем состоятельнее хозяин. Домов с ажурным декором, какие, например, можно встретить на Севере России или в Томске, в Туле нет. Туляки предпочитали лаконичные украшения, выполненные со вкусом.
Прежде чем создать узор, нужно было подготовить дерево. Самый долгий процесс ‒ сушка, она могла занимать от года до пяти лет. Затем древесину распускали на доски, снова сушили, обрабатывали. И только после этого задумывались об узорах.
Самый универсальный инструмент для мастера – топор. Им можно рубить дерево и вырезать узор. С развитием ремесла стал совершенствоваться и другой инструмент: появлялись различные пилы, станки, стамески, которые помогали вырезать самые мелкие детали.
Деревянный наличник состоит из нескольких частей. Верхняя ‒ навершие или очелье. На тульских домах чаще всего можно встретить раскрепованные на три части навершия ‒ своеобразная отсылка к каменной архитектуре. Именно такие наличники характерны для городской застройки. По Указу Екатерины II центр города должен был застраиваться только каменными домами, но далеко не все жители могли позволить себе дорогой каменный материал и маскировали дерево под него.
Внизу у наличников ‒ фартук.
Украшение наличника ‒ не случайный набор узоров. Изначально в детали «прятали» вполне понятные языческие узоры, которые оберегали хозяев и покровительствовали им, а затем мастера стали их повторять, отдавая дань традициям.
Один из самых популярных символов, которые встречаются на наличниках Тулы, ‒ солярный. Это знак солнца, который изображали в виде круга. Его наносили в качестве оберега.
Распространен на тульских наличниках символ Берегини ‒ покровительницы рода, символизирующей новую жизнь. Они могут быть вертикальными, горизонтальными и переплетенными.
Одна из целей наличника – минимизировать попадание ветра в дом. Резьбой украшали не только наличники, но и карнизы, углы дома. Некоторые окна дополнялись ставнями. Сегодня большое количество окон со ставнями можно наблюдать в Пролетарском районе. Один из самых популярных «экспонатов» со ставнями ‒ дом на ул. Жуковского, где прошли детские годы питателя Глеба Успенского.
Еще один часто встречающийся орнамент – растительный. Здесь толкование довольно простое: это символ плодородия. Нанося узоры, хозяева «призывали» урожай.
В Туле также встречаются дома, где украшения есть на пилястрах, карнизах и фризах. Самые яркие можно встретить на ул. Оборонной и ул. Карла Маркса.
В современном мире многие дома обивают сайдингом, а на смену деревянным окнам приходят пластиковые. Но не все спешат отказываться от древней красоты. Встречается, что наличник обрамляет современное пластиковое окно.
В Туле есть музей деревянного наличника – здесь можно увидеть и старые образцы, которым уже больше ста лет, и новые, созданные специально для музея мастером Владимиром Фокиным. Но и сама оружейная столица – настоящий музей деревянного зодчества под открытым небом. Улицы Льва Толстого, Бундурина (здесь есть уникальный экземпляр наличника в стиле модерн!), Каракозова, Оборонная, Староникитская, Октябрьская и другие ждут своих гостей.
Автор: Софья Медведева
Читать далее:
О восстановлении наличников силами туляков