«Я начал этот проект, чтобы с минимальным бюджетом делать что-то крутое», — это мог быть слоган Культурного центра «Типография», но это фраза из интервью Сергея Хавро, лидера группы Parks, Squares And Alleys.
Привет, большое спасибо за выступление, было очень здорово. Как впечатления?
Ништяк, мне очень понравилось, и много народу пришло.
В интервью «Афише» ты говорил, что есть группы об идее и о музыке, сравнивая Pompeya и Motorama. Так о чем вы?
И о музыке, и об идее. Я, на самом деле, недавно это осознал. Я думал, что не заморачиваюсь. Придумал песню, если нравится — записываю, если не нравится — не записываю. Но я понял, что у всего, что я делаю, есть идея. Я специально пишу песни только дома, никогда не вкладывая в это денег. Я начал этот проект, чтобы с минимальным бюджетом делать что-то крутое. Вот пытаюсь на том китайском барахле, которое дома лежит (игровые наушники с микрофоном и старая гитара Yamaha), делать крутую музыку, слушая которую люди еще бы думали: «Ништяк. Кто это, интересно?». В этом и есть идея — сделать клево, не вкладывая в это много денег. У меня была группа, мы потратили 30 тысяч на запись ЕР, и зачем? Кому это было нужно?
Об альбоме Against Illusions and Reality, он вышел больше двух лет назад. Как оцениваешь его спустя столько времени? Приносит ли он новое осмысление и эмоции?
Я писал его года 3 или 4. Сначала я выкладывал по одному треку Вконтакте, а потом решил все-таки не заниматься фигней и записать альбом. Песни были разные, и я думал, что не получится сделать полноценный альбом со своей концепцией, а в итоге, когда я приступил к сведению, все песни выстроились в голове, их удалось привести к общему звучанию и стилю. Когда я его только выпустил, не было большого резонанса, альбом набрал 4500 лайков на Родном звуке и, собственно, всё. Мы делали презентации в Москве, в Питере, я замутил диски, футболки и только спустя год, даже год с чем-то, начались активные прослушивания на Spotify, на Apple Music и постепенно набралось несколько миллионов прослушиваний.
То есть, альбом нашел своего слушателя?
Думаю, это был эдакий разогрев перед вторым (на самом деле, третитьим) альбомом. Я выпускал в 2011 году альбом Memories, который был только Вконтакте, потом EP Sad Daydreams, но далеко за рамки моей группы в ВК вышел только Against Illusions and Reality, и многие думают, что он первый. И несмотря на то, что это не так, такое ощущение, будто он реально первый. И вот, скоро будет второй, у которого будет еще больше слушателей.
Работа с Young and Dramatic — Passanger — выпущена под лейблом Родной звук. Значит ли это, что остальные работы тоже будут выходить под этим лейблом?
Нет, я решил, что хочу выпускаться на лейблах, где обитают мои любимые исполнители. Я уже отправил туда демки, но не получил никакого фидбека. Письма разослал пяти лейблам. Carpark, на котором Toro Y Moi, Beach House и Neon Indian, потом отправил на Captured Tracks. На 4AD, где Ariel Pink и прочие ребята. Отправил на Matador и на Fat Possum, где были The Black Keys и Youth Lagoon. Это было два месяца назад, и за два месяца никто не ответил. Собственно, поэтому я решил, что буду, как и в прошлый раз, выпускать альбом сам.
Когда планируется выход нового альбома Cold Blood Magic?
Я думаю, к концу ноября, потому что мне осталось совсем немного. Я уже полностью сделал шесть песен, и еще три требуют доработки, плюс сведение. Лёша (Алексей Кожевников, гитарист Parks, Squares and Alleys) помогает мне со сведением своими студийными мониторами. Когда я сводил Against Illusions and Reality, я ездил к нему в Новокосино с другого конца Москвы.
Будете делать презентацию нового альбома в Туле?
Я думаю, что да. Если вы захотите привезти нас еще раз, то мы с радостью, тем более, что скоро у нас будет больше возможностей для того, чтобы кататься по городам и давать концерты. Здесь история такая: если организаторы не зовут, то концерта нет, а люди спрашивают: «Чего вы не приезжаете?». А нас просто никто не везет, вот и все. А так, мы постепенно ищем новых промоутеров, договариваемся о новых концертах в разных городах. И раз мы, скажем так, пустили в Туле первую кровь, то второй концерт — вообще без проблем.
Многие ждали совместку с Никой (nixelpixel). Как можешь оценить вклад двух сторон в эту работу?
Её вклад огромен, потому что её аудитория, в России по крайней мере, намного больше, чем у Parks, Squares and Alleys. Вообще, оказалось, что наши аудитории очень тесно переплетаются. Благодаря Нике, у нас прибавилось много новых слушателей, она оказывает большую поддержку. Кстати, я записал её песню, но еще не выпустил, было много работы. Сейчас альбом, но я выпущу её трек после релиза Cold Blood Magic.
То есть, на новом альбоме не будет совместных работ с Никой?
Нет, просто потому, что я предпочитаю абстрагировать Parks, Squares and Alleys от всего остального. Если я хочу сделать что-то другое, то всегда делаю сайд-проект.
Ожидается что-нибудь из сайд-проектов?
У меня есть один, я выпустил пару треков на русском анонимно, это панк-рок, называется Blazer.
Анна Пуч (ассистент): Серьезно?
Сергей Да, ты знаешь?
А.: Да, я всё ещё гадала. Я думала, что это кто-то из вашей группы, но не думала, что это ты.
С.: Почему?
А.: Это совсем не похоже на тебя.
С.: А почему ты думала, что это кто-то из нас?
А.: Ника делала видео. Сначала я подумала, что это Илья Канухин (барабанщик Parks, Squares and Alleys), потому что на тебя это совершенно не похоже.
С.: Да, это не похоже на меня. Я решил просто поугарать и ответить всему российскому андерграунду и лоуфаю — записать дома лоуфай-панк альбом. Сейчас Parks, Squares and Alleys, потом Ника, затем займусь сайд-проектом. Будем играть в балаклавах, как Pussy Riot.
А ожидается новый мерч или физические носители?
К новому альбому я сделаю футболки, диски и, когда мы продадим достаточную часть, я сделаю винил. Я очень сильно хочу выпустить пластинки, потому что обложка идеально подходит для винила. Рита Осипова, которая рисует обложки, уже скинула черновик, он о-о-очень крутой. Мы взяли за эскиз картину моего друга, Лёши Сухова, и на основе неё Рита делает арт.
Можешь назвать лучший концерт, который ты отыграл?
Сложно сказать. Было много хороших концертов и из старых, и из тура, посвященного трехлетию. Могу отметить концерт в Питере в прошлом году, это был незабываемый опыт со стейдж-дайвингом, почувствовал себя рокером. В Ростове тоже было клево, мы затусили с организаторами, играли в покер после концерта. Последний раз мы ездили туда на прошлых выходных, я выиграл косарь.
Можешь ли ты отметить какой-то концерт, на котором ты был в качестве слушателя?
Моя жена была админом lo-fi, поэтому я открыл для себя много русских групп. Мне очень понравились Nikola Tesla and Thee Coils, Summer Coma, Клуб Престарелых Аутистов. Вообще, я мечтал переехать в Москву или Питер, потому что в Хабаровск приезжают только Scorpions с последним юбилейным туром, и он никогда не заканчивается. Поэтому, когда я приехал в Москву в 2014 — понеслось: The Drums, Ariel Pink, Tom Vek, Тёрстон Мур, Slowdive, Blonde Readhead, Everything Everything, Foals. На Ричарда Эшкрофта совсем недавно сходил, очень люблю The Verve. Как только я вижу, что приезжает группа, которая мне нравится, то тут же покупаю билет. Точнее, сначала я пробиваю вписки, а потом уже покупаю билет.
Если бы ты был организатором «Типографии», какие коллективы ты бы привез?
Это довольно гаражное место, поэтому я бы привозил сюда панк-коллективы, чтобы народ месился и угарал. Жесткие вечеринки с кровью и мошем. Помимо тех, что я уже назвал, я бы позвал «Слушай экзорцист», это рэпер, он пишет текст, а озвучивает его GoogleVoice. Он выступал на фестивале Ионосфера, перед ним еще играла группа Девушка Школьника, тоже клёвые. Он (слушай экзорцист) подрубал свои треки с компа, ничего не делал, просто стоял в маске, жестикулировал и делал вид, что он читает. У него еще песни жесткие, про героин, 300 метров под уровнем грунта и все такое.
У авторов есть свой почерк, есть ли он у тебя?
Даже не знаю, что-то мечтательное, наверное. Я думаю, он появится со временем, потому что я еще в начале пути.
Отличное начало, большое спасибо за интервью!