29 декабря в художественном музее открыла свои двери выставка иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте. Коллекция раньше принадлежала Владимиру Высоцкому и Марине Влади. Сейчас у картин новый владелец — Артём Суслов. Он путешествует с работами по всей России, доказывая, что искусство должно быть доступно во всех уголках мира, а не только в столицах.

13 января Артём лично проводил экскурсии для всех желающих прикоснуться к прекрасному, а в перерыве любезно ответил на наши вопросы:

Почему именно работы Сальвадора Дали?

Артём: На самом деле, для меня Дали — художник второго уровня. Основная цель этой выставки, все же, просветительская. Сальвадор Дали входит в ряд известнейших европейских художников, а значит люди будут приходить и смотреть его работы. Я бы привёз и Рембрандта, но его картины значительно дороже.

Сколько вы заплатили за эту коллекцию?

Точную сумму не назову, но на Avito вы увидите ценник 2 миллиона. На самом деле, стоимость далека от этой цифры.

Как вы думаете, кого из современных художников будут так же помнить через века?

20 век позволил людям, не умеющим рисовать, называть себя художниками; и научил этих же людей создавать произведения искусства. Я считаю, что Миро, Поллок — великие художники, которые совершенно не умели рисовать. Поллок вообще любил выпить с друзьями пива, а после приехать в гараж и творить что-то на полу. Среди истинных гениев мы можем назвать имена Ильи Кабакова, Рустама Хамдамова, Михаила Шемякина. В развитие современного искусства немало вложил Саатчи. Он смог придумать как правильно его преподнести, как привлечь людей к творчеству художников 21-го века. Маленькая миниатюра Саатчи в России — Марат Гельман.

Какие будущие цели у вашего проекта?

Мы больше не собираемся покупать предметы искусства. Только с Дали получилось так, что проще было приобрести. В планах — работы Пикассо, которые мы будем арендовать и возить, но не покупать.

Искусство или нет?

Позднее выяснилось, что коллекция состоит из литографических копий, но три работы все же являются подлинниками, написанными рукой Сальвадора Дали. Ни один из них не выставлялся прежде в других городах.  В чём же редкость карандашных рисунков, на первый взгляд напоминающих автографы?

Дело в том, что Дали редко оставлял свою роспись на чужих блокнотах. Художник вообще не любил людей. Самого богатого человека он мог оскорбить и послать, мог демонстративно закрыть глаза и пройти, расталкивая толпу. Единственными людьми, с которыми он контактировал, были члены его семьи. Когда художника «припирали к стенке», он рисовал Дон Кихота, потому что его проще всего было нарисовать. Однако на одном рисунке изображено слияние двух миров — лошади и Дон Кихота. Это единственный пример подобного слияния: Дали никогда прежде не совмещал столь разные сущности в своём творчестве.
— Артём Суслов

Но можно ли считать копии предметом искусства, и самое главное, можно ли брать за их показ деньги? Мы задали этот вопрос специалисту в области живописи Эмиру Узорову.

Эмир: С позиций современного искусства, копия является творческим продуктом. Этому направлению принадлежат мультимедийные выставки и инсталяции. Творческий продукт в рамках подобной подачи изготавливается в цифровом формате, что подразумевает его ориентацию на бесконечную ретрансляцию. Однако выставку Дали надо рассматривать с позиции классического искусства, к которому относится и такое направление как ‘эстамп’, одной из разновидностей которого были средневековые гравюры. Сам процесс создания матриц на основе эскизов — это кропотливый и творческий процесс, включающий создание нескольких разных цветовых оттисков, в итоге собирающихся в одну иллюстрацию. Кстати, трафаретное искусство, в котором, например, работает стрит-арт художник Бэнкси, тоже относится к эстампу. Энди Уорхол также экспериментировал с оттисками. Сейчас одним из вариантов придания ценности таким продуктам является их лимитированное издание. Этот момент остаётся на совести автора, издателя или выставляющей их галереи.

Если говорить о других видах искусства, то нет ничего неэтичного в организации выставок «копий», в случае, если оригинал утрачен или его транспортировка дорога/невозможна. Тогда человек может получить эстетический опыт и через копию, приближенную к оригиналу. Это выглядит эпичнее, чем небольшая фотография. Главное, чтобы это правдиво позиционировалось организаторами.

Выставка продлится до 3 февраля.