18 сентября в кластере «Октава» прошел спектакль «Чёстихи: Любить» в исполнении коллектива «Июльансамбль». Кромешная темнота, нарушаемая тусклым светом фонариков в руках у зрителей, никаких броских декораций или лишних звуков — ничего, что может отвлечь внимание зрителя от происходящего на сцене. Слушать, вникать и наслаждаться современным искусством. До спектакля нам удалось пообщаться с актерами, Сергеем Новосадом и Варварой Шмыковой о самой задумке, поэзии нашего времени и о том, почему так важно читать «без дядь».

Фото: Александр Воронин

Давайте поговорим о спектакле. Не совсем, я думаю, привычная зрителю постановка в плане того, что это современная поэзия, которую читают, но большинство из авторов не на широком слуху. Насколько сложно было все сбивать в единую постановку?

Сергей Новосад: Небольшая предыстория: у нас есть 2 спектакля по современной поэзии. Первый мы сделали еще будучи студентами на втором курсе. Педагоги нам дали задание — найти стихи современных поэтов. Мы делали это самостоятельно, а мастера направляли. Выбрали стихотворения, вместе составили спектакль, построенный на актерском прочтении. Его увидел Андрей Родионов и его супруга Екатерина Троепольская. Они захотели с нами сделать свою версию, где главной задачей было читать стихи так, как читают их сами поэты. Никакого актерского чтения: то есть это те же ноты, которые просто нужно пропеть. Вот и все.

Варвара Шмыкова: В первом спектакле у нас были современные классики (Гандлевский, Артемьев), а в этом — много молодых, наших ровесников, о которых никто не слышал.

Сергей: Началась работа. Мы все вместе прочитали стихи; выбрали, кому что понравилось, и уже непосредственно у себя в театре придумывали как их прочитать.

Фото: Александр Воронин

Вы говорите об авторском прочтении, а не подразумевалось ли, что условного Лимонова вы читаете так, как прочитал бы Лимонов?

Варвара: Да, такое было. Мы должны читать, делая уклон на ритм, на рифму, на строку.

Сергей: В какой-то момент стало понятно, что все стихи имеют определенную интонацию, и мы читаем их как-будто одинаково. Все 16 человек. Никакой импровизации.

А получилось ли избавиться от монотонности?

Варвара: Не нам судить, но иногда складывается ощущение, что все мы попадаем под какой-то ритм, хотя у каждого он должен быть свой.

Сергей: У нашего мастера, Виктора Анатольевича Рыжакова, возникла даже формулировка, что это спектакль-медитация. Выключенный свет, лёгкий «кач», ритм примерно одинаковый, как один длинный трек.

Фото: Александр Воронин

Вы сами выбирали стихи?

Варвара: Нам дали список. Условно: Иванов читает Петрова.

Сергей: Да, кому-то распределили, однако, у меня было не так. Я услышал стихотворение Андрея Родионова — и все совпало. Хотя, что у нас может быть общего. В смысле, его опыт и мой багаж очень сильно отличается, но я нашёл точки соприкосновения.

У вас в отзывах на спектакль в СМИ часто встречается такое выражение, что вы через поэзию пытаетесь отразить некий «образ современного человека». Получилось ли?

Варвара: Там действительно получился голос современности, голос молодого человека. Сейчас стихи такие больные, при том, что есть красивые, смешные, особенные, но в целом это все — надлом. Даже любовная лирика какая-то…

Сергей: Больная.

Это говорит о развитии современного общества?

Варвара: О развитии нашего поколения, конечно. О нашей жизни больной, о бесконечном противостоянии человека и общества, человека и мира.

Фото: Александр Воронин

Вы даёте ответ на эту проблему, если она есть? Или же это поэтическое зеркало?

Варвара: Мне кажется, все-таки поэтическое зеркало, ведь каждый раз стихотворение может прозвучать по-разному. Например: мы условно год играли этот спектакль, а потом однажды была книжная ярмарка, и пара человек читали стихи на Красной Площади. И вдруг я поняла, о чем моё стихотворение. Просто вдруг я оказалась на Красной Площади и поняла, насколько оно оппозиционное, но никогда в жизни ты не скажешь, что это манифест или призыв к действию.

 

На стадии распределения стихотворений и репетиций, сталкивались ли вы с внутренними трудностями?

Сергей: У меня небольшой конфликт именно с этой работой. Когда человек идёт в театр слушать поэзию, он идёт за актерским чтением. В спектакле этого нет. Я не могу читать от своего лица. Эти трудности остались до сих пор.

Варвара: Главная задача — не отождествлять себя с героем этого стихотворения. Нам говорят: «ты не про себя читаешь». А ты, как актёр, пытаешься «оборганичить» какие-то фразы.

Сергей: Нужно произносить все как анекдот, а это сложно. Стихотворение Родионова, которое я читаю, ассоциируется у меня с дядей, и хочется его прочитать по-особенному, а режиссёр твердит: ‘Нет, без дядь’.

Фото: Александр Воронин

Авторы: Алексей Соколов, Валерия Отдельнова



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.